06 июня 2018
Ольга Белова: "Быть учителем в XXI веке непросто. Но, если по-настоящему любить свою профессию – то истинное удовольствие от выбранной стези гарантировано"

 Люди всегда предъявляли к учителю повышенный спрос, и сегодня, когда на дворе  двадцать первый век, особенно. Его профессиональное поле  - это всегда работа в условиях цейтнота - уроки, гора тетрадей,  совещания, внеклассная работа, подготовка конкурсов и прочие классные мероприятия.

Да, сегодня современный учитель активно использует цифровые технологии в обучении, это и работа с различными приложениями, использование интерактивной доски, мультимедийные презентации, он-лайн уроки, скайп-консультации.  Все эти умения современного учителя и воодушевляют школьников на самостоятельный поиск ответов и развивают горячий интерес к предмету.

Учитель английского языка IT лицея Казанского федерального университета  и  педагог в 4-м поколении Ольга Белова поделилась с Лигой женщин своим видением профессии современного педагога.

- Учитель в 4-м поколении – сказалась традиция, Ольга Андреевна?

- С самого моего детства никто не сомневался, что я буду учителем. А я это отрицала и всячески пыталась избежать. Но, попробовав себя в разных сферах, поняла, что только преподавание приносит мне удовольствие. Думаю, что именно семейная история и атмосфера так повлияли, а, может, что-то передается и с генами.

- Ваш первый день на работе

- Честно? Не помню. Зато фрагментарно помню свой первый рабочий день в  IT-лицее. Мне доверили  классное руководство, и где? В 11-м классе! Было очень волнительно встречаться с учениками и их родителями.

- А что самое интересное в  Вашей профессии?

- Каждый день не похож на предыдущий, каждый урок уникален, всегда нужно быть готовым к чему-то неожиданному. Ну, и конечно, самое интересное - это мои лицеисты! У каждого свое видение мира и своя история. С этими ребятами точно не соскучишься.

- С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей работе?

- Иногда просто   эмоционально устаешь или перегораешь. Дети всегда тонко чувствуют учителя, проецируют на себя его состояние. Поэтому,  считаю, очень важно быть в гармонии с собой. Быть сдержанной и последовательной, держать баланс. Еще какие сложности поджидают молодого педагога?  Бывает сложно заинтересовать некоторых учеников. Их надо  удивить и  помочь найти им мотивацию для учебы.

- Позволяет ли профессия  проявить творческие возможности?

- Это именно та профессия!  На уроках английского языка мы можем петь, снимать видео, разыгрывать сценки, проводить дебаты, создавать презентации, проводить деловые игры,  отмечать праздники разных стран, создавать проекты и обсуждать все на свете! Разумеется, на английском! Пожалуй, учитель – одна из самых творческих профессий!

- Какой видите профессию учителя в перспективе?

- Очень востребованной. Думаю, что учитель в перспективе должен больше походить на ментора, наставника, того, кто будет подсказывать и направлять, идти рядом. Учителя я вижу не источником знаний, а инструментом для их получения.

- Есть любимчики в классе?

- Есть те, кто хочет учиться, у кого горят глаза, кто задает сто вопросов. Это не любимчики, а те, кто вдохновляет работать еще лучше.

- «Быть учителем в 21 веке»  – это   продолжите фразу…

- Быть «в теме», постоянно заниматься саморазвитием, идти в ногу с современными детьми или даже чуть-чуть их опережать и никогда не переставать удивляться этому миру во всем его многообразии.

- Вы не против гаджетов на уроке?

- Даже за, если это помогает учебному процессу. Найти значение слова или прослушать аудиоматериал гораздо удобнее на своем устройстве. Более того, сейчас есть много толковых приложений, которые можно использовать прямо на уроке. Но, к сожалению, многие дети продолжают бесцельно листать ленту в соцсетях.  Задача современного учителя - научить учеников пользоваться гаджетами на уроках осознанно и с пользой.

- На Ваш взгляд – школа должна давать знания или навыки самообразования?

- Этот вопрос связан с образом профессии учителя в перспективе. Школа не должна быть абсолютом в получении знаний и единственным храмом, а скорее порталом в образовательное пространство. Мы даем знания, но выпускники потом не могут применить их на практике, теряют желание учиться, не могут найти себя. Школа должна быть действительно школой жизни, давать умения и навыки, в том числе для саморазвития.

- Ваше представление о школе будущего, скажем, век 25?

- Перед глазами сразу появляются разные антиутопические картины с сжигаемыми книгами, роботами и жесткой цензурой. Хочется верить, что всего этого не будет, а потомки будут чтить традиции привычного нам облика  школы. Прежде всего, я имею в виду учителей - людей, а не роботов. Кто бы что ни говорил, но человеческое общение - это то, что нам нельзя терять, особенно в век технологий и информации. Хотя, если это будет дрон,  наподобие тех, кого можно встретить в «Звездных войнах», то я бы сама не отказалась от такого учителя. Эти роботы выглядят приветливее многих наших собратьев. 

- О чем мечтает учитель 21 века?

- О том, чтобы все технологии 21 века работали на практике! Пока мы, по-прежнему, воюем с неработающим принтером, таскаем кучу тяжелых учебников, путаемся в проводах, пытаемся экономить бумагу, покупаем красные ручки для проверки кип тетрадей и заполняем десятки протоколов. Так что мечтаем о приземленном.

- Есть мнение, что молодежь сейчас не очень хочет работать в школе. На Ваш взгляд, как сделать профессию учителя престижной и привлекательной?

- Молодежи нужно больше стимулов, таких как гранты, стажировки и программы обмена, вовлечение в среду, возможность показать себя. Многие боятся, что недостаточно компетентны в своей области. Другие боятся критики со стороны старших коллег, ответственности, а кто-то просто боится детей. То есть дело даже не в престиже, а, возможно, в недостаточной подготовке специалистов, прежде всего психологической.

«Быть учителем в XXI веке непросто.  Но, если по-настоящему любишь свою профессию   и обладаешь  безграничной любовью   к детям –  то истинное удовольствие от выбранной стези гарантировано, -  уверена Ольга Белова, обладатель гранта «Наш новый учитель РТ 2017». - Постоянное саморазвитие и использование информационных технологий дает возможность разделять интересы учеников, делать процесс обучения познавательным, интересным и занимательным».

 

Источник информации: Светлана Сагитова; Лига женщин университета