01 июня 2018
На конференции в Венгрии был представлен видеокурс по преподаванию русского языка, разработанный в КФУ

25-26 мая 2018 года в Будапеште, в Российском культурном центре совместно с центром русистики университета им. Л. Этвеша прошла 23-я традиционная конференция, посвящённая преподаванию русского языка в иноязычной аудитория. География участников конференции и круглых столов была представлена очень широко: Венгрия, Россия (Москва, Мурманск, Ростов-на-Дону, Казань, Нижний Новгород, Томск), Гана, Грузия, Словакия, Чехия, Казахстан, Япония.

Повестка конференции включала работу нескольких направлений: методика преподавания русского языка как иностранного, лингвистические исследования и возможности их использования в практике РКИ, а также вопросы литературоведения и лингвокультурологии.

Секционные доклады и обсуждения во время круглых столов  нередко возвращались к проблеме национально-ориентированного современного учебника по РКИ. Участниками конференции были предложены самые различные  концепции учебных комплексов (изданных или находящихся в разработке в университетах и учебных центрах Евросоюза и России). Конференция позволила обменяться практическим опытом, обсудить проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели, работающие со студентами-билингвами, в условиях иноязычной среды, ограниченного количества часов, интенсива летней школы и т.п.

Казанский федеральный университет на конференции был представлен доцентом кафедры русского языка как иностранного Татьяной Сергеевной Шахматовой, одним из авторов курса коммуникативного практикума «Язык иглы острее» (в соавторстве с Л.А. Москалевой), изданном на кафедре РКИ КФУ в 2016 году. Шахматова продемонстрировала примеры работы с видеокурсом по обучению коммуникации на русском языке, который был создан в поддержку к учебнику совместно с Высшей школой журналистики и видеокоммуникаций КФУ. Курс представляет собой цикл телевизионных передач «Русский язык за чашкой чая» (доступны на университетском канале Yuotube), который может быть использован как дополнение к курсам по развитию речи, материал для дискуссий на занятиях, а также материал для самостоятельной подготовки студентов. Доклад был посвящён выводу в коммуникацию таких частотных речевых жанров как просьба, совет и рекомендация (https://www.youtube.com/watch?v=plbZIBFSgVc&t=550s) , их расширению от начального уровня владения языком до продвинутых уровней. На конкретных примерах была обоснована эффективность  жанроречевого подхода к обучению этикетной речи, который развивают представители казанской школы РКИ.

Доклад вызвал живой интерес участников конференции, были обсуждены возможные перспективы сотрудничества.

Источник информации: Татьяна Шахматова