28 мая 2018
"Реализация концепции учебной автономии при обучении иностранному языку"

Симпозиум «Реализация концепции учебной автономии при обучении иностранному языку» прошел в рамках IV Международного педагогического форума. Докладчики из КФУ и Технического университет Дрездена представили результаты совместного исследования. В качетсве модераторов выступили Ольга Донецкая, руководитель Центра развития компетенций UNIVERSUM+ ИМОИиВ КФУ и Пегги Гермер, научный сотрудник Центра образования учителей и исследований в области школьного и профессионального образования ТУ Дрездена. 

На симпозиуме были предложены для обсуждения следующие доклады: 

  1. Пегги Мартин (ТУ Дрезен) «Семантизация новой лексики как средство развития у учащихся учебной и языковой компетенций»
  2. Антон Шмидт  (ТУ Дрезен) «Развитие учебной автономии на уроках иностранного языка в рамках учебной проектной деятельности»
  3. Пегги Гермер  (ТУ Дрезен) «Развитие компетенций будущих учителей иностранного языка в процессе школьной педагогической практики (Сфера компетенции: речь учителя на уроке)»
  4. Ольга Донецкая (КФУ) «Развитие метакогнитивной компетенции в процессе обучения иностранному языку на примере тренинга по развитию устной речи»

Тема "Учебная автономия", с одной стороны, не является новой. Но, с другой, - можно утверждать, что ее значение до сих пор недооценено в реальной образовательной практике. По мнению же выступающих, вряд ли найдется аспект, который был бы столь важным для обеспечения высокой эффективности и пролонгированных эффектов процесса образования в современных условиях. 

Образование – это целостный процесс, который не ограничивается передачей предметных знаний. Поэтому докладчики сконцентрировались на проблематике целостного развития предметной компетенции и личностного развития в процессе обучения предмету, в данном случае – иностранному языку. 

Автономная личность выступает как цель и ценность образования. Обучая предмету, учитель думает о том, как повысить мотивацию, заинтересованность. Важный аспект его размышлений также – как повысить у ученика ответственность за результаты своего обучения. Но если у субъекта есть обязанности, то ему должны быть предоставлены соответствующие права. Следовательно, ученик должен быть вовлечен в процесс управления учебной деятельностью (в определение целей и задач, способов их достижения и др.). Чтобы участвовать в со-управлении процессом, он должен понимать его смысл, законы и закономерности, правила. Таким образом возникает тесная корреляция между учебной автономией и метакогнитивной компетенцией, понимаемой в общем виде как овладение учащимися стратегиями, методами и техниками учения. То есть метакогнтивная компетенция рассматривается как путь достижения автономии ученика в процессе обучения.

Выстраивается следующая логика. Мы как обучающие должны научить, прежде всего,  предмету. Но, обучая предмету, учитель обязательно должен уделять внимание также  развитию метакогнитивной компетенции. Ведь многими исследователями метакогнитивный опыт рассматривается как предпосылка успешной интеллектуальной деятельности. Чтобы повысить эффективность процесса познания и добиться заметных результатов, важно чтобы он шел не спонтанно и стихийно, а был управляем и направляем. Кроме того, в обучении все большее место отводится самостоятельной работе, то есть ученики должны понимать, как грамотно ее организовать, что и как делать, как учить. Но это только начало: овладевая дидактическими и методическими основами для целей самостоятельной работы, ученик начинает понимать в целом сущность процесса учения и обучения – это и означает развитие метакогнитивной компетенции. Обучение и воспитание – две стороны одной медали: развивая метакогнитивную компетенцию, мы не только учим ученика учиться, - он начинает относиться к процессу обучения осознанно, а следовательно, понимает, что его нельзя ничему научить, если он сам не учится, то есть он понимает значение собственного вклада в результат. Таким образом, повышается его ответственность за результаты обучения. То есть метакогнитивный опыт рассматривается также как предпосылка развития учебной автономии.

Таким образом, автономия и метакогнитивная компетенция – это очень тесно взаимосвязанные феномены.

Метакогнитивная компетенция выступает как связующий элемент, который, с одной стороны повышает эффективность учебного процесса, а с другой – выступает условием развития учебной автономии как одного из важнейших условий личностной автономии, то есть личностного развития в целом.

При этом проведенные исследования показывают, что большинство учителей не знают, что такое матекогнитивная компетенция, понимают учебную автономию очень поверхностно (автономия = самостоятельность), полностью выхолащивая таким образом смысл этого понятия, и не могут ответить на вопрос, который, казалось бы, уже набил оскомину: Что значит научить ученика учиться? 

Докладчики рассмотрели различные аспекты развития предметной компетенции в разных видах учебной деятельности в контексте реализации концепции учебной автономии.

Источник информации: Центр развития компетенций UNIVERSUM + ИМОИиВ