Этот афоризм величайшего русского полководца стал девизом нового поколения гидов – экскурсоводов речных круизных маршрутов, – только что закончивших обучение в центре Universum+ ИМОИиВ Казанского университета и получивших документы о повышении квалификации.
И Александр Васильевич Суворов упомянут здесь совсем не всуе, ибо первый свой «бой» каждый из одиннадцати выпускников программы принял именно на теплоходе, носящем имя знаменитого военачальника.
Да, впервые за четыре выпуска стараниями одного из инициаторов программы, пассажирского помощника теплохода «Александр Суворов», выпускницы истфака КГУ Евгении Казаковой удалось организовать краткосрочные стажировки методистов на рабочем месте.
Но начну все по порядку. В ноябре 2017 г. на сайте Центра развития компетенций Universum+ и в некоторых местных средствах массовой информации появилось объявление о наборе в группу по обучению методистов и начальников маршрутов на речных круизных судах.
Да, есть такая редкая профессия в современном туристическом бизнесе. Обладатель ее совмещает в одном лице умения и навыки эрудированного историка, артиста разговорного жанра, пытливого журналиста и компетентного менеджера. И потому это всегда дефицит, а круизные компании находятся в постоянном поиске таких кадров, подготовкой которых систематически не занимается никто. Вот почему в Казанском университете появилась эта образовательная программа.
Примечательно, что она – одна из немногих, которая связывает фундаментальную историческую науку и реальный сектор экономики. Понятно, что подготовку таких специалистов можно осуществить только на базе подразделения КФУ, имеющего многолетние традиции исторических и историко-культурных исследований. Таковым стала Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия ИМОИиВ. Организационно-методическую работу по программе осуществляли зав. Учебным центром социально ориентированных программ ЦРК Universum+ Тамара Мизгирева и профессор кафедры всеобщей истории Евгений Чиглинцев.
Основной курс, состоявший из двух модулей, предоставил слушателям все разнообразие знаний в области истории и культуры, которыми должен обладать методист, дал бесценный навык работы с аудиторией в радиоэфире, научил технике составления путевой информации и необходимой документации, просто обогатил общую эрудицию каждого.
Маршруты будущих круизов проговаривались буквально пошагово, а собственные тексты, представленные на практических занятиях, критически обсуждались и самими слушателями, и основным преподавателем – Е.А. Казаковой. Особенно радует то, что в рамках неформальных мастер-классов перед будущими коллегами с удовольствием выступили и щедро поделились своими наработками самые опытные на сегодняшний день теплоходные методисты Казани, в том числе и признанный мастер – М.М.Базина, отдавшая этой работе более 30 лет жизни.
Все подготовленные слушателями материалы были представлены в виде портфолио и вызвали неподдельный интерес у опытных методистов, присутствовавших на экзамене.
Ну а дальше – стажировка на теплоходе. Первое знакомство с «Александром Суворовым» произошло 8 мая, в первый день новой навигации. На последующие несколько недель это судно стало рабочим местом наших выпускников.
Я поинтересовался у тех, кто уже прошел стажировку, было ли им тяжело учиться и легко ли – в первой поездке? Ответы оказались очень похожи.
Ольга Майорова: лекции и семинары – это только начало. А дальше – самостоятельная работа, без которой успешного методиста не будет.
Татьяна Трифонова: учиться не было сложно, помогал опыт основной работы, в том числе и с микрофоном, но вскоре пришло осознание необходимости систематической подготовки. Все, что было продумано заранее, в поездке проходило без замечаний, но многое приходилось доделывать на месте. В этом тоже специфика работы методиста.
Маргарита Филатова-Сафронова: тяжело в ученье? Да нет, поскольку – очень интересно. А настоящую тяжесть почувствовали тогда, когда занятия закончились. Стало понятно, что работать с материалом надо постоянно, особенно накануне и в ходе поездки. Основная работа методиста, как выяснилось, проходит во время подготовки на берегу.
Я не мог не спросить у новоиспеченных методистов, каким людям они могли бы посоветовать прийти на эти курсы в следующем году. Набор качеств поразил своим разнообразием: названы были не менее десятка характеристик – от трудолюбия – до высокой эрудиции, от патриотизма – до здорового авантюризма, от коммуникабельности – до чувства ответственности.
Не могу не согласиться. Конечно, такие люди нужны всюду, но нам – особенно.
Евгений Чиглинцев, профессор кафедры всеобщей истории