14 мая 2018
3D-урок для иностранных студентов "Лев Толстой: текст и личность" Еще раз о том, кого знают и читали все

Как известно, в этом году мы празднуем 190-летие со дня рождения великого писателя, а 2018 год в Республике Татарстан объявлен годом Льва Толстого. Кроме того, мы все знаем, что Казань занимает в биографии русского классика важное место – здесь произошел тот «внутренний слом», который и определил всю последующую жизнь писателя.

Институт филологии и искусств не просто с гордостью носит имя великого писателя, философа и мыслителя Льва Николаевича Толстого, но старается даже своих иностранных студентов научить почитать его имя и наследие. 11 мая 2018 года в Высшей школе русского языка и межкультурной коммуникации прошел необычный урок, посвященный Льву Толстому и его произведениям. Сами организаторы мероприятия (преподаватели кафедры русского языка как иностранного – асс. Е.Г. Штырлина, ст.преп. Ю.В. Капралова, доц. Е.С.Палеха) назвали его «3D-уроком»: студентам предстояло не только использовать традиционные для урока виды деятельности – слушать, читать, писать и говорить, но и весьма нетрадиционные – рисовать картинки, клеить карту, смотреть фильмы, слушать музыку и т.д. Целью занятия было не только познакомить студентов с личностью Толстого, фрагментами его текстов, фильмов, снятых по его произведениям, но приоткрыть завесу в его огромный философский мир, сложно устроенный и проникнутый духом высоких ценностей и вечным поиском истины.

Занятие было построено по принципу соревнования: студентов поделили на две команды – одна команда собрала студентов из разных преимущественно европейских стран (Англия, Германия, Бельгия, Турция, Италия), другую команду представляли китайские студенты. Многие из участников приехали изучать к нам русский язык по постоянно действующей государственной программе студенческого обмена.

В начале занятия магистр 2 курса Ахмад Насир познакомил зрителей и участников мероприятия с биографией Льва Толстого. Было представлено большое количество прижизненных фотографий самого писателя (на отдыхе, в труде, в кругу семьи), его окружения, поместья, мест, где он любил бывать. Задача команд – составить вопросы по услышанному для другой команды. Студенты вряд ли до этого читали самостоятельно о личности Толстого, да и выступление Ахмада было непростым, но с заданием они справились с удивительной легкостью.

Далее студенты знакомились с дневниковыми записями Льва Николаевича, с воспоминаниями современников о нем и о его общественной деятельности; думали над тем, каков был его жизненный девиз, какую истину он искал в своих размышлениях; описывали его портреты – в молодости и в старости – и пытались увидеть в его лице отражение неустанной внутренней работы мысли; составляли картограмму его личности; соединяли обрывки афоризмов о любви и знании. В общем, заданий было много, они не повторялись, постоянно активизируя внимание слушателей сменой форм деятельности и систем восприятия. Но, безусловно, кульминацией занятия стала работа с образом Наташи Ростовой. Студенты познакомились с описанием любимой героини Льва Николаевича в романе «Война и мир», постарались оценить его мастерство создания  психологического портрета, а затем их вниманию были представлены фрагменты из двух фильмов «Война и мир» – отечественного (реж. С. Бодарчук, 1962 г.) и зарубежного (США – Великобритания, реж. Э. Дэвис и др., 2016 г.). Мнения студентов разделились: одна команда решила, что именно британская актриса Лили Джеймс смогла передать настроение Наташи Ростовой на первом балу, вторая команда настаивала на том, что именно советская актриса Людмила Савельева сыграла именно ту Наташу, образ которой так кропотливо и с такой любовью был нарисован Толстым в романе...

Ведущими этого необычного мероприятия были молодые преподаватели кафедры РКИ – Екатерина Геннадьевна Штырлина и Юлия Владимировна Капралова. Отмечу их увлеченность своим делом, большую самоотдачу, они всегда переживают за студентов, стараются помочь, поддержать, настроить. В конце занятия студентам вручили книги с рассказами и повестями Л.Н. Толстого.

Обязательно полистайте фото в галерее. Посмотрите на лица и глаза студентов. Заинтересованные, азартные, погруженные в мысль – равнодушных не было. Даже директор Высшей школы русского языка и межкультурной коммуникации внесла «поэтическую лепту» в разговор о Толстом – Татьяна Геннадьевна поделилась своим видением Толстого, отметила портретное сходство молодого Толстого и пушкинского Онегина...

Это ли не высшая оценка?

Источник информации: Е.С. Палеха