29 апреля 2018
Методологический семинар "Проблемное обучение – история и современность"

Компетентность, компетенции – вот те модные термины, которыми изобилует научно-педагогическая и программно-методическая литература, когда речь идет о современном образовании. В чем же смысл понятия «компетентность»? Да все очень просто, по сути, оно означает умение человека решать проблемы, как в профессиональной, так и в личной жизни. И в этом контексте все более актуальным становится проблемный подход в обучении.

Современного педагога не спасут никакие навороченные информационные технологии, как бы ни упрощали и ни украшали они процесс обучения. Не спасет его и знание бесчисленного количества методических приемов и собственно педагогических технологий, если он не научится сам и не научит учеников видеть и решать проблемы в рамках преподаваемой дисциплины. Именно эта идея подтолкнула преподавателей кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии провести методологический семинар на тему «Проблемное обучение – история и современность», который состоялся 26.04.18.

Теоретическая часть семинара была посвящена истории развития проблемного подхода в России и за рубежом, методологии и методике организации занятий на основе решения проблем. Практическая часть семинара представляла собой фрагмент занятия на тему «Современные подходы к пониманию факторов, определяющих развитие и формирование личности в процессе воспитания» и интегрировала приемы технологии критического мышления и кооперативного обучения.

 Непросто было определить, что же отличает проблемный подход с точки зрения отечественных ученых от его трактовки зарубежной педагогической наукой и образовательной практикой. Непросто и решить учебно-научную  проблему, соответствующую вузовскому уровню содержания материала в рамках отведенного времени занятия. Но это еще раз помогло вспомнить и оценить работы отечественных (Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин И.Я. Лернер) и в том числе казанских (М.И.Махмутов) ученых, которые внесли огромный вклад в разработку теории и практики проблемного обучения.

Очевидно, что интеграция отечественного и зарубежного опыта проблемного обучения и реализация его при подготовке студентов поможет решить задачу формирования  компетентного  педагога XXI века.

Источник информации: Ахмадуллина Р.М., Валиахметова Н.Р., Салпыкова И.М.