28 апреля 2018
Толстой и Церковь: религиозные взгляды писателя

Размышления доцента кафедры философии и социологии Егора Громова на страницах газеты Елабужского института КФУ «UNIвести».

В 2011 году президент Российского книжного союза Сергей Степашин обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с письмом, в котором содержалась просьба об отмене отлучения от Церкви Льва Толстого. В ответном письме архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, написал, что «…отлучение, которым он сам себя отверг от Церкви, снято быть не может». Так вновь был поднят вопрос: был ли Толстой христианином?

Отлучение Л.Н. Толстого от Русской Православной церкви решением Синода в 1901 году – случай уникальный в истории отношений между Церковью и русской интеллигенцией. Ни до, ни после этого подобной санкции не подвергались даже те писатели, которые прямо пропагандировали атеизм. Между тем, отлучение Толстого не только сыграло важную роль в жизни писателя, но и стало одним из симптомов раскола русского общества на рубеже XIX-XX веков. Почему же именно религиозные взгляды Льва Толстого оказались предметом этой трагедии?

Сразу хотелось бы предупредить читателя: я не рассматриваю здесь писательское творчество Толстого. Более того, в этом я отчасти солидарен с его собственным мнением: свои религиозно-философские произведения Толстой считал главным делом своей жизни, и сожалел, что его знают прежде всего, как автора романов, которые в своём дневнике он называл «пустяками». Речь пойдёт именно о религиозном философе, а не о писателе.

Как сформировались религиозные взгляды Толстого? На этот вопрос единого ответа у его биографов нет. Можно говорить о трёх несомненных фактах: Толстого, православного от рождения, уже в возрасте 27 лет посещали мысли о создании новой религии, и к 1880 году его мировоззрение уже полностью сложилось. Именно тогда он начинает работу над трактатом «Четвероевангелие», опубликованном год спустя.

Перелом в мировоззрении Толстого приходится на 1870-е годы, когда он начинает задумываться о смысле жизни. Писатель начинает штудировать сакральные тексты различных религий, и прежде всего – Евангелия. После публикации «Четвероевангелия» последовали роман «Воскресение (художественный манифест толстовства), трактаты «В чём моя вера», «Исповедь» и другие религиозно-философские произведения. Суммируя их содержание, можно сформулировать религиозные взгляды Толстого в виде следующих постулатов:

1. Религия есть мировоззрение человека, проявляющееся в его нравственных принципах и поступках, на них основанных;

2. Бог – нравственный принцип, «разумение жизни», единый со всем живым во Вселенной (не исключено, что вегетарианство Толстого может рассматриваться как практический вывод из данного тезиса);

3. Христос – человек, праведной жизнью давший пример человечеству и казнённый вследствие ненависти власть предержащих. Почитание Христа как Бога Толстой отвергает, как и Воскресение;

4. Цель учения Христа – научить людей праведной жизни, основу которой составляет отказ от всяческого насилия. Принцип непротивления злу силой – основа религиозно-этической системы толстовства;

5. Церковь исказила христианские истины, дабы властвовать над людьми. Истинное христианство, по Толстому, возможно лишь вне Церкви. Ни в одной из христианских Церквей истины нет;

6. Царство Божие – состояние морального совершенства человека, и реализуется оно в этом, материальном, мире, а не в вечной посмертной жизни.

В Православной церкви уже первые религиозные труды Толстого подвергались резкой критике. Противоречия между христианством и толстовством состояли в отрицании последним Воскресения Христова, божественности Христа, церковных таинств, связи человека с Богом через молитву, в пантеистических тенденциях толстовства и его антицерковности. Среди критиков толстовства были такие крупные русские религиозные философы, как Леонтьев и Соловьёв (последний в своём предсмертном произведении «Три разговора» выводит Толстого в намеренно инфернализированном облике под псевдонимом «Князя» - предтечи Анти-христа).

Прямым поводом к отлучению Толстого от Церкви послужило то, что толстовство, принимавшее уже к тому времени облик религиозной секты, определённой частью общества ещё воспринималось как православное движение. Дело в том, что отлучение – это именно публичное заявление о непринадлежности отлучаемого к Церкви из-за несовпадения его взглядов с вероучением. Отлучённый лишается права принимать участие в Таинствах (при этом нет никаких свидетельств того, что между 1881 и 1901 годами Толстой участвовал в них), в случае смерти без примирения с Церковью по нему не служат заупокойных служб, но при этом личная молитва за отлучённого не только разрешается, но и вменяется в обязанность христианину.

В опубликованном 24.02.1901 (по старому стилю) определении Святейшего Синода было заявлено, что «…Церковь не считает его (Л.Н. Толстого) своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины». При этом, широко распространённая легенда о провозглашении Толстому анафемы во всех православных храмах действительности не соответствует и является художественным вымыслом Куприна. В отличие от римско-католической традиции, в Церквях Востока отлучение от Церкви не сопряжено с ритуальным проклятием, а в Русской Православной Церкви с 1857 года анафематствования были исключены из чина Торжества Православия.

Существует предание о том, что перед смертью на станции Астапово Толстой телеграммой вызвал старца Варсонофия из Оптиной Пустыни. Старец направился в Астапово с инструкцией дать писателю последнее причастие, если тот произнесёт одно лишь слово: «Каюсь», но по прибытии не был допущен к умирающему. Невозможно утверждать, достоверно предание или нет. Но одно несомненно: религиозные взгляды Толстого по-прежнему сохраняют своё значение в российской культуре.

Егор Громов, доцент кафедры философии и социологии


#годтолстоговеикфу

Источник информации: газета Елабужского института КФУ «UNIвести»