18 апреля 2018
КФУ был представлен на Московском международном салоне образования

В рамках ММСО-2018 состоялось совещание представителей вузов-партнеров, участвующих в реализации федеральной программы по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Позицию Казанского университета по ряду вопросов представил директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов.

В ходе заседания речь шла о дальнейшем процессе формировании компетенций в многоуровневой системе мусульманского образования и просвещения в России – роль КФУ в этом процессе, как известно, отнюдь не тривиальна, ведь Казанский университет исторически является мировым центром востоковедения, исламоведения и арабистики, а в последние годы взят курс на возрождение этих позиций в полной мере.

В настоящее время, в условиях возрастания внешних вызовов, прежде всего связанных с обстановкой вокруг Ближнего Востока и исламского мира в целом, повышение образовательного, научного и культурного уровня российских мусульман, а также распространение объективных знаний об исламе в российском обществе являются необходимым условием его консолидации и сохранения гражданского и религиозного мира, а также позитивного взаимодействия между последователями различного мировоззрения. Существенно возросшая роль Татарстана в координации усилий российской стороны самым непосредственным образом связана с деятельностью возглавляемой Президентом Республики Татарстан Рустамом Нургалиевичем Миннихановым Группы стратегического видения «Россия-исламский мир». Важно, что Казанский федеральный университет осуществляет научное, методическое и организационное сопровождение этой сложной работы.

«В условиях возникающих новых вызовов работа по реализации федеральной программы по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама должна вестись непрерывно, невзирая ни на какие препятствия и сдерживающие факторы. Каждый вуз-партнер отвечает за свою часть реализации программы и крайне важно, чтобы намеченные действия воплощались в жизнь в соответствии с планами и обозначенными в программе сроками, - подчеркнул Рамиль Хайрутдинов. – Помимо текущей работы, необходимо уделить особое внимание поддержке религиозных учебных заведений в процессе повышения качества образования – в условиях введения в светском образовании нового государственного стандарта, духовные учреждения также должны максимально обновить свои учебные программы. Дело в том, что на сегодняшний день сформирована высшая ступень исламского образования – с этой целью, как известно, была создана Болгарская исламская академия – однако до того, как она заработает в полном объеме, нужно выровнять уровень подготовки бакалавров, сегодня он очень разнится. Важно стандартизировать учебный процесс, чтобы в дальнейшем повысить требования к качеству исламского образования».

Немаловажно проводить и масштабную работу по созданию программ повышения квалификации религиозных кадров в целом – это одна из точек фокуса в работе КФУ, и именно это направление является ключевым в деятельности Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования, обозначил Хайрутдинов. Так, в 2017 году Казанским университетом проведено 28 курсов повышения квалификации для имамов, преподавателей религиозных учебных заведений и сотрудников духовных управлений мусульман, работников муниципалитетов, а также представителей правоохранительных органов при общем количестве слушателей свыше полутора с половиной тысяч человек. Среди успешно зарекомендовавших себя проектов, реализуемых центром, следует отметить и ряд профильных школ: Зимнюю школу «Современное исламское право и экономика России», Летнюю школу «Ислам в Евразии», Школу мусульманского лидера «Махалля».

Кроме того, вузы-партнеры сходятся в том, что исследования и образовательную деятельность необходимо дополнять воспитательными аспектами, а также постоянно актуализировать содержание курсов ввиду требований современного общества. Так, например, эксклюзивным подходом КФУ в этом направлении стало повышение квалификации мусульманских журналистов и лиц, отвечающих за работу с сайтами религиозных организаций, в сфере коммуникаций в Интернете. Иначе говоря, деятельность КФУ выходит за рамки собственно системы религиозного и религиоведческого образования.

«В этом плане хочу отметить, что наряду с основной задачей – формированием многоуровневой системы исламского образования и воспитания – мы придаём большое значение мероприятиям общесоциального уровня, которые направлены на оздоровление социального климата, как в образовательных учреждениях, так и повсеместно. В первую очередь это курсы, обучающие благотворительной деятельности, реабилитации мусульман, попавших в сложные жизненные ситуации, работе с верующими в местах лишения свободы, а также проекты, способствующие успешной стратификации выпускников религиозных учебных заведений и воспитанию молодых мусульманских лидеров. Из опыта работы Ресурсного центра КФУ следует, что против радикализма наиболее успешно борется именно образование, создание альтернативного видения. Немало внимания нами уделяется оздоровлению религиозного климата в проблемных группах», - рассказал Рамиль Хайрутдинов.

Так, КФУ при содействии Антитеррористической комиссии Республики Татарстан реализовал проект Информационно-консультативного центра «Диалог», направленный на реабилитацию и привлечение к позитивной деятельности лиц, ранее участвовавших в экстремистских организациях. Сотрудники центра «Диалог» на систематической основе приступили к анонимному консультированию лиц, планирующих выйти из террористических организаций, а также к поиску и переубеждению сомневающихся. Другим примером служит спецкурс «Исламоведение для сотрудников Федеральной Службы исполнения наказаний», внедренный учеными КФУ в программы повышения квалификации для сотрудников исправительных учреждений – он собрал уже более 500 слушателей из Татарстана и других регионов РФ.

В результате такой работы был наработан некоторый практический и теоретический опыт, который позволил сформировать видение, чему в первую очередь необходимо обучать лиц, принимающих участие в дерадикализации и профилактике идеологии терроризма и экстремизма на территории республики. На разработку таких краткосрочных курсов были ориентированы такие научные учреждения, как Казанский межрегиональный центр экспертиз, Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан, Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования Казанского федерального университета, сотрудниками которых непрерывно проводятся занятия и курсы повышения квалификации по следующим тематикам: подготовка имамов для работы с лицами, отбывшими наказание за преступления террористического характера, контраргументация доводам и идеологии сторонников деструктивных религиозных течений и сект, организация профилактической работы с лицами, наиболее подверженными идеологии терроризма и экстремизма, в том числе в молодежной среде.

При этом Казанский университет планирует расширять охват проблем, связанных с развитием исламского и исламоведческого образования, решение которых войдет в ведение ответственных подразделений. Так, совместно с Институтом востоковедения РАН Казанский университет выдвинул инициативу создания Ситуационного центра для оперативного мониторинга, анализа и оценки ситуации в мусульманском сообществе, обучения студентов основам аналитическо-информационной работы, моделирования и анализа происходящих процессов и тенденций.

В завершение стоит отметить, что, по мнению специалистов КФУ, решения ключевых задач в формировании многоуровневой системы мусульманского образования и просвещения можно добиться лишь совместными усилиями, причем всех вузов и центров, участвующих в проекте по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Для этого необходимо расширять не только международные, но и межрегиональные связи между ответственными центрами внутри страны, а также выработать некие единые подходы. Помочь этому может введение дополнительной аттестации по завершении программ подготовки специалистов-исламоведов и религиозных деятелей, а также привлечение к работе в проекте преподавателей среднего и младшего звена и представителей непосредственно мусульманской общины.

Источник информации: Алина Искандерова