22 февраля в торговом центре «Кольцо» состоялся мастер-класс по икебане. Мероприятие прошло при поддержке Японского фонда в России и Центра японоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ.
Творческий семинар для всех желающих провели президент Московского филиала Института Икэнобо в городе Киото в Японии, профессор «со-катоку», главный сэнсэй мероприятия Мидори Ямада и ее ассистентка Галина Давиденко.
Для справки. Художница и дизайнер Мидори Ямада, приехавшая в Москву в 1991 году, в период бурных политических событий, начала преподавать икебану, параллельно прикладывая большие усилия для изучения русского языка. Ее деятельность не ограничивается Москвой. Она простирается на всю Россию, от Санкт-Петербурга до Сахалина, и за ее пределы – в Украине, Беларуси, странах Центральной Азии и Кавказа. Вероятно, во всем мире нет другого преподавателя, который бы вел свои уроки на такой обширной территории. Она может преподавать чайную церемонию, сумиэ (живопись тушью), японскую кухню, японский язык – все, что связано с культурой Японии.
Несмотря на огромное количество разнообразных благоухающих цветов на сцене, Мидори Ямада-сэнсэй с легкостью выбирала нужные и составляла букетные композиции, пленяющие своей красотой. В основном это были весенние композиции – в знак приближения весны и пробуждения природы. Икебана (или икэбана) – древнее японское искусство аранжировки цветочных композиций только на первый взгляд кажется простым. На самом деле, это творчество подчинено множеству законов. Одним из основных правил является гармоничное сочетание с природой и отображение ее в композиции.
Как объяснила Мидори Ямада, в отличие от европейских композиций, настоящая японская икебана должна быть предельно строгой, лаконичной по форме. Символ воздуха очень важен в букете, поэтому не допускается обилие цветов в вазе. Японская икебана ограничивается тремя основными растениями и их бесконечной вариацией. Только в таком сложном стиле, как «Рикка», может быть девять компонентов, и на создание такой икебаны требуется несколько дней! Икебану невозможно представить не только без цветов, но также и без красивой вазы, а также флористической губки, куда вставляются сами цветы. Интересно, что при создании композиции икебаны нельзя использовать проволоку, все должно быть достаточно натурально и сделано только руками.
Наравне с такими традиционными мероприятиями, как чайная церемония или искусство танца, икебана в Японии продолжает оставаться серьезным искусством. «Я уже сорок лет учусь этому искусству, но до сих пор открываю для себя что-то новое», – призналась художница Мидори Ямада.
В завершении вечера директор Института востоковедения и международных отношений Линар Латыпов сердечно поблагодарил гостей, добавив: «Мы получили огромное удовольствие от этого мастер-класса и стали чуть ближе к Японии и к богатой японской культуре. Спасибо!».