08 апреля 2018
Участие ИФМК в весенней школе повышения квалификации "Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку как государственному (с учетом специфики ошибок обучающихся, носителей иных языков РФ)"

В период с 26 марта по 1 апреля 2018 г. доцент кафедры русского языка и прикладной лингвистики Г.М. Нуруллина участвовала в качестве слушателя в первой весенней школе повышения квалификации «Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку как государственному (с учетом специфики ошибок обучающихся, носителей иных языков РФ)», организованной Межвузовским центром билингвального и поликультурного образования Российского  государственного педагогического университета им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга.

Слушателями весенней школы стали представители 12 субъектов Российской Федерации: республик Карелия, Коми, Татарстан, Чеченской республики, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Приморского края, Ленинградской, Челябинской, Свердловской и Томской областей, а также Санкт-Петербурга. Столь разнообразная аудитория позволила достичь поставленных целей программы и отразила специфику направленности курсов. Всего в программе повышения квалификации приняли участие 32 учителя русского языка и литературы и преподавателей вузов.

Первый день программы был посвящен Круглому столу «Профессиональные компетенции учителя русского языка в поликультурной школе», руководителем которого выступила Елизавета Александровна Хамраева, директор межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена. На круглом столе обсуждались актуальные вопросы обучения детей в условиях поликультурной среды. Дискуссия имела как теоретический, так и практический характер. Г.М. Нуруллина выступила с докладом на тему «К вопросу о формировании мультикультурной компетенции педагога в Республике Татарстан».

В течение последующих дней проводилось интенсивное обучение под руководством известных научных деятелей в данной сфере: Е.А. Хамраевой, И.П. Цыбулько, руководителя ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», И.П. Лысаковой, заведующей кафедрой межкультурной коммуникации. Лекции также читали действующие специалисты в области ЕГЭ и обучения в поликультурной языковой среде: Т.А. Шорина, ведущий научный сотрудник Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования, Л.Н. Каминская, председатель предметной комиссии по русскому языку, научный сотрудник межвузовского центра билингвального и поликультурного образования, Т.А. Круглякова. С докладом «Русский язык как государственный язык Российской Федерации» выступил ректор РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Игоревич Богданов.

Слушатели курсов усовершенствовали знания в области методики обучения русскому языку как неродному и как иностранному в билингвальной и поликультурной среде, углубили знания по онтолингвистике и видам речевых и грамматических ошибок, ознакомились с основными концептуальными подходами к построению экзаменационной модели ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) по русскому языку, а также с условиями для эффективных процедур контроля и оценки государственного экзамена.

Кроме приятного и полезного времяпрепровождения в стенах  университета, у слушателей курсов была возможность посетить известные достопримечательности, театры, музеи, концертные залы Санкт-Петербурга.

Г.М. Нуруллина отмечает, что первая весенняя школа сдружила коллег из разных уголков России и предоставила возможность поделиться опытом работы, рассказать о существующих проблемах, задачах в методике преподавания русского языка в разных областях и республиках РФ.      

Последний день программы завершился защитой итоговых проектов, вслед за которой состоялось торжественное вручение дипломов об успешном окончании программы повышения квалификации, обсуждение результатов, подведение итогов, поздравления и добрые пожелания.

Источник информации: Г.М. Нуруллина