07 апреля 2018
Слушателей Восточного лектория КФУ погрузили в загадки архитектурных проектов Мимар Синана

Авторская лекция директора Высшей школы международных отношений и востоковедения КФУ Эльмиры Хабибуллиной «Загадки Мимар Синана: из Константинополя в Стамбул» прошла в КФУ 4 апреля.

В самом начале очередного заседания Восточного лектория КФУ его слушателей погрузили в атмосферу уютных, обволакивающих своим теплом турецких вечеров, предложив гостям Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ испить чашу турецкого чая и отведать национальных турецких сладостей. Благосклонно приняв в свои руки ароматный напиток, гости настроились на нужный лад и совершили путешествие по улицам, площадям и базарам Стамбула под чутким руководством лектора.

Лекция была посвящена великому архитектору средневековья не спроста – Мимар Синан не просто является одним из самых известных османских архитекторов и инженеров, именно он начал придавать древнему облику византийского Константинополя восточные черты Истанбула, или, как мы привыкли писать и произносить название города в русифицированном варианте – Стамбула.

Мимар Синан был в должности главного архитектора султанского дворца при трёх падишахах: Сюлеймане Первом (Кануни), Селима Второго и Мурада Третьего и был проектировщиком сооружений архитектуры, которые олицетворяли могущество империи. Синан спроектировал и осуществил строительство более 350 объектов, среди которых 84 мечетей, 52 маленьких мечети, 52 медресе, 7 школ, 22 мавзолея, 17 имарет, 3 дарюшшюфа, 7 плотин, 8 мостов, 20 караван-сараев, 35 дворцов, 6 амбаров, 48 бань. Если взять во внимание, что проработал он главным архитектором дворца около 50 лет, то трудно представить себе, что он сумел спроектировать и организовать воплощение такого количества единиц архитектуры.

Сооружения Синана значительны, как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения инженерного мастерства. Поэтому его называли ''сер мимярян-ы джихан ве мюхендисян-ы девран'' (верховодящий всех архитекторов и инженеров на свете и во все времена). То, что его строения все еще стоят и даже продолжают находиться в активном пользовании, говорит о том, что Синан уделял особое внимание не только основному фундаменту, на который приходилась вся тяжесть конструкции, но и почве, на которую ставился объект. Инженерное мастерство Синана также наглядно отображено в его мостах и плотинах, которые воплотили в себе все достижения инженерной мысли своего времени и даже вышли за эти пределы. Так, например, он создал уникальный водопровод, длиной в 50 км., называющийся ''Кыркчешме'', в котором есть и туннели, и отстойники, и каналы, и пруды-очистители, и пруды-качатели воды, который был создан для обеспечения Стамбула пресной водой.

Синан хоть и не придавал значения своим мостам, но всегда вспоминал с гордостью мост ''Бюйюкчекмедже кёпрюсю'', который протянулся на 635,5 метров и был крепок и красив. Он сумел рассчитать такой купол, который сумел покрыть самое широкое пространство, сумел создать самую узкую и высокую башню, на которую он вывел три отдельных лестницы, которые не соприкасались между собой, что можно характеризовать, как творение гения инженерного искусства.

Разумеется, рассказ во многочисленных подробностях коснулся описания самой архитектуры Стамбула, а не только личности одного из его главных архитекторов: Мечеть Сулеймания, Девичья башня, Дворец Топкапы, а также другие характерные детали облика древнейшего города – пролив Босфор и водохранилище Цистерна Базилика – поэтапно предстали перед посетителями, раскрывая свои истории.

Началась же и завершилась лекция стихотворением турецкого поэта Рхана Вели Канык «Я слушаю Стамбул»: вначале в оригинале, на турецком языке, а в завершение – на русском. Предлагаем вам ознакомиться с этими строками:

Я слушаю Стамбул с закрытыми глазами.

И легкий ветер вдруг подул издалека,

Деревья заколышутся слегка,

Зашепчутся природы голосами.

Вот где-то далеко звучит, не умолкая,

Красивый колокольчик-тонкозвон,

Разносчиков воды сопровождает он,

А я все слушаю Стамбул с закрытыми глазами.

 

Я слушаю Стамбул с закрытыми глазами,

А в это время птицы прилетают,

Кричат, как будто что-то знают,

О том, чего не знают сами.

Вот женщина касается воды ногами,

В дальянах сети расставляют в тине,

Запутавшись, как муха в паутине,

Я слушаю Стамбул с закрытыми глазами.

 

Я слушаю Стамбул с закрытыми глазами:

Прохладный рынок Капалы Чарши

И оживленную мечеть Махмут паши,

Дворы с воркующими голубями —

Я это слышу, чувствую и знаю.

Вот звуки молота доносятся из доков,

В весеннем ветре растворенный запах пота...

Я слушаю Стамбул с закрытыми глазами.

 

Я слушаю Стамбул с закрытыми глазами,

И в голове моей остался до сих пор

Замысловатый опьянения узор

От тех пирушек, где гулял с друзьями.

Я слушаю свои воспоминанья:

Тот берег с лодками и темнота…

Я в южных дуновеньях ветерка

Все слушаю Стамбул с закрытыми глазами.

 

Я слушаю Стамбул с закрытыми глазами,

Красотка там идет по тротуару вкруг,

Пусть ругань, песни, болтовня вокруг,

Но безразлично ей между словами.

На камни что-то падает из рук,

Она идет, оставив без внимания…

Должно быть - роза, что несла с свидания.

Я слушаю Стамбул с закрытыми глазами.

 

Я слушаю Стамбул с закрытыми глазами,

На юбке птица затрепещет у кокетки,

Как сердце бьется, рвется вон из клетки…

Горячий лоб ее или же нет, узнаю!

И влажность губ ее я скоро осознаю!

Из-за деревьев выплыл месяц белый,

Мне это подсказал сердечный стук несмелый…

Я слушаю Стамбул.

Источник информации: Алина Искандерова