29 марта 2018
В КФУ открылся цикл кинолекций в рамках Года Льва Толстого

Сегодня в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ состоялся первый кинолекторий из цикла «Творчество Льва Толстого в мировом кинематографе» для студентов Института филологии и межкультурной коммуникации им.Льва Толстого и ВШЖМК. Он был посвящен киноэпопее Сергея Бондарчука по одноименному роману «Война и мир».

Данное мероприятие проходило в рамках Года Льва Толстого, объявленного в Республике Татарстан и Казанском федеральном университете в 2018 году. Лекторий прошел при участии руководителя Департамента региональных проектов Корпорации «Русская Фильм Группа» (г.Москва) Наталии Егоровой, заведующей кафедрой русской и зарубежной литературы ИФМК им.Льва Толстого Ольги Несмеловой и профессора кафедры русской и зарубежной литературы ИФМК им.Льва Толстого, толстоведа Лии Бушканец. Модератором кинолектория выступил доцент кафедры русской и зарубежной литературы ИФМК им.Л.Толстого Артем Скворцов.

«Сегодня мы начинаем курс лекций «Лев Толстой в мировом кинематографе». В 2018 юбилейном году запланированы 4-5 кинолекций, посвященных писателю. Будут рассмотрены экранизации по мотивам произведений: «Анна Каренина», «Крейцерова соната» и другие, - поделился Скворцов. – Прежде всего, кинолекторий адресован молодому поколению, так как мы живем в веке визуализации – люди все больше смотрят и меньше читают».

Такой подход организован с целью приближения классики к современному читателю через кинематограф. Так, в ходе сегодняшнего кинолектория были продемонстрированы два фрагмента «жемчужины» творчества Льва Николаевича «Война и мир» в экранизации Сергея Бондарчука. Отметим, если роман «Анна Каренина» был экранизирован более 30 раз, то «Война и мир» – 6 раз.

По словам Артема Скворцова, киноэпопея Бондарчука состоялась благодаря несравненному числу задействованных лиц – десятка тысяч, в их числе военных, переодетых в героев того времени, арсеналу и, безусловно, великолепной игре актеров и режиссуре. В съемках Бородинского сражения приняли участие не менее 15 тыс. человек. Модератор кинолектория подчеркнул, что Голливуд на такое не сподобился.

«Впечатляет и бюджет экранизации в 100 млн. долларов, а доллары, надо сказать, в то время были другими, - пояснил Скворцов. – В перерасчете на сегодняшние деньги – это порядка 500 млн. долларов».

Интересен и тот факт, что во время съемок фильма решалось много сугубо технических задач.

«Ленту снимали на 70-миллиметровую пленку, во многих сценах использовали принципиально новые способы закрепления камер. Так, например, во время съемки Бородинского сражения была сооружена канатная дорожка на большой высоте, по которой передвигались операторы. Таким же образом снимали и роскошный бал», - рассказал доцент кафедры русской и зарубежной литературы Скворцов.

В числе интересных и, пожалуй, печальных фактов, можно отметить переживания режиссера Бондарчука в ходе съемок. Его эмоции были настолько сильны, что он пережил инфаркт и клиническую смерть. Напомним, что С.Бондарчук выступал и в роли актера, сыгравшего Пьера Безухова.

После просмотра двух наиболее ярких фрагментов картины, состоялось обсуждение отрывков на предмет аутентичности и соответствия.

«Фильм Сергея Бондарчука – лучшая экранизация романа во всем мире, - высказала мнение Наталия Егорова. – Во время просмотра эпизода с балом вспоминаешь текст романа и богаче воспринимаешь кинотекст. Экранизация блестящая. Поэтому сложно оценить, насколько фильм отдельно удачен от книги».

Как призналась Лия Бушканец, она ощутила «легкое ощущение устарелости текста». Однако по истечении нескольких секунд, это ощущение ушло. Ольга Несмелова подчеркнула многообразие душевных переживаний в отрывке «Первый бал Наташи Ростовой», а также эмоциональность и живость образа. Присутствующие в шоу-руме студенты обозначили лишь одно несоответствие, ярко бросающееся в глаза, – это возраст актеров в сравнении с героями романа.

Цикл кинолекций в рамках Года Льва Толстого в КФУ продолжится. Телеверсию можно будет увидеть на телеканале КФУ «Универ ТВ».

Автор: Руфина Гималетдинова, фото: Максим Зарецкий