Речь идет о преподавателях кафедры алтаистики и китаеведения Зарина Замалиева, Анна Королева, Илина Усманова Светлана Глушкова, Лилия Нуриева, а председателем жюри традиционно выступила заведующая кафедрой Альфия Аликберова.
Региональный этап III Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку для учащихся 10-11 классов прошел в Казани 21-22 февраля. В эти же дни проходил заключительный этап республиканской олимпиады школьников по китайскому языку для учеников 7-9 классов, в состав жюри которой также вошли преподаватели Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ.
Надо сказать, с каждым годом количество участников обеих олимпиад растет. Так, в этот раз в региональном этапе Всероссийской олимпиады по китайскому языку приняли участие 16 человек из таких городов, как Казань, Набережные Челны, Зеленодольск, Нижнекамск. А в заключительном этапе республиканской олимпиады – 8 человек из Казани, Зеленодольска, Арска. Важно отметить, что многие старшеклассники принимали участие в олимпиаде уже не впервые, более половины ребят уже имели подобный опыт.
Традиционно в первый день олимпиады участников ждал письменный тур, включающий в себя пять частей: чтение, аудирование, письмо, лексико-грамматический тест, вопросы по лингвострановедению. Наиболее сложными традиционно оказались задания по культуре Китая. Также, много вопросов вызвало сочинение на 250-300 иероглифов. Выбор темы был свободным, но для участников 7-9 классов необходимо было написать связный текст, начинающийся с фразы «Вот и наступил праздник весны…», а для старшеклассников – заканчивающийся словами «…вот почему я не мог уснуть». Письмо оценивалось по следующим критериям: грамматика, лексика, содержание, композиция, иероглифика.
«Проблемы с частью письменного тура по лингвострановедению возникают у участников всероссийской олимпиады ежегодно. Речь идет не только о ребятах из Татарстана, а о школьниках всей России. Дело в том, что в большинстве школ китайский язык предлагается для изучения в факультативном формате, но, даже если он входит в основную образовательную программу, преподается исключительно сам язык. Что же касается исторических и культурологических моментов или современных реалий жизни Китая, этих знаний в школе учащимся не дают, - пояснила Альфия Аликберова. – В рамках учебно-тренировочных сборов, проводимых нами в преддверии олимпиады, мы уже стремимся решить эту проблему. Так, в этом году все усилия тренеров в рамках УТС были брошены именно на этот аспект, и это принесло свои результаты: если в предыдущие годы процент выполнения этой части письменного тура у ребят из Татарстана составлял 20-30%, то в этом году он достиг в среднем 50-60%, были и более высокие результаты. За неделю до регионального этапа трое наших старшеклассников прошли и специальный интенсив на базе московского Центра профессионального мастерства, где этому аспекту также было уделено внимание. Однако работать над решением этой проблемы все же необходимо более системно. На мой взгляд, в школах, где преподается китайский язык, необходимо в программу вводить и страноведческий элемент. При этом речь идет даже не о введении специальных предметов, а о включении необходимых сведений в уже имеющиеся курсы: всеобщую историю, всемирную литературу, обществознание. Ведь сейчас детям больше рассказывается о странах Запада, а информация о государствах Востока практически отсутствует – сведения ребятам даются по крупицам, которых явно недостаточно».
Во второй олимпиадный день традиционно проходил устный тур. Для 7-9 классов он заключался в изложении подготовленного рассказа на тему «Традиционные китайские праздники», а для 10-11 классов второй год подряд устный тур проходит в формате ток-шоу. В прошлом году его тема была достаточно простой – разница российской и китайской кухни, в этот же раз ребятам предложили пофилософствовать на тему разницы российской и китайской культуры семейных отношении, проблема отцов и детей. После разделения на команды посредством жеребьевки у каждой команды, состоящей из четырех человек, был час на подготовку полноценного ток-шоу с одним ведущим и тремя участниками. Залогом успеха, как отмечают, члены жюри, является верное распределение ролей – ведь, к примеру, ведущий должен быть самым сильным участником, он должен не только уметь красиво и правильно говорить, но и вовлекать в диалог всех членов команды и, если кто-то не дотягивает, то спасать ситуацию. В рамках устного тура оценивались такие параметры, как широта словарного запаса, грамматически верное построение предложений и сплоченность команды, за что команде начисляется наибольший процент баллов.
По итогам регионального этапа участие в финале III Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку примут трое татарстанских школьников – Ноорузбаев Ментемир, Мифтахутдинов Руслан и Симонова Алеся.