Ответ на этот вопрос мы искали с доцентом кафедры русского языка и литературы Елабужского института КФУ Галиной Божковой.
По инициативе Г.Н. Божковой и при поддержке директора вуза Елены Мерзон о Толстом заговорили не только в Елабуге, но и в соседних городах: серия публичных лекций стартовала с Нижнекамска и вызвала большой интерес, а значит, получит продолжение. В Елабужском институте КФУ преподаватель откроет для школьников и студентов «Планету писателя».
Галина Николаевна признается, что в школе была «грамотным» читателем, умеющим размышлять, анализировать, но ни подростком, глотающим книги. Именно alma mater, в которой она осталась преподавать, не только по-настоящему «открыла» удивительный мир русской и зарубежной литературы, но и в годы студенчества привила любовь к Толстому.
«В его личности можно заблудиться. Сегодня книги и мысли Льва Толстого кажутся школьной хрестоматией и сам он, его благостная фигура, кажется, никогда не испытывала потрясений, но было время, когда страницы из его произведений убирала цензура и он считался одним из самых опасных писателей, - размышляет преподаватель. - Из Тульской губернии летели доносы на графа Толстого, который возмущал местное дворянство, поскольку, являясь мировым посредником, решал судебные дела в пользу крестьян, преследовал помещиков за истязания крепостных, а после реформы дал своим крестьянам наделы по четыре десятины. Покоя не давали и крестьянские школы. В 1862 году, когда Л.Н. Толстой отправился изучать зарубежный педагогический опыт, в доме был обыск: в пруду с помощью сети искали типографскую машинку, горничная сумела спрятать портфель Толстого с письмами Герцена и запрещёнными номерами журнала «Колокол».
Защитив диссертацию, я намеренно отправилась в Ясную Поляну, чтобы прикоснуться к тайнам этого удивительного человека. И узнала – Лев Николаевич любил лошадей и садоводство, в теплицах лелеял экзотические фрукты и мечтал вырастить ананас. Конечно, это лишь краешек айсберга, но в отношениях писателя к растениям и животным очевидна неутомимая натура, неустанное стремление познать себя и мир».
МОЙ ТОЛСТОЙ
«Каждый человек понимает Толстого по-своему. В чем ценность Толстого сейчас, когда мы загружены работой, в эпоху сложных политических ситуаций, экономических кризисов? В правдоискательстве, поисках смысла жизни, в которых он не останавливался никогда.
Во-вторых, в его миролюбивой философии. Толстой одним из первых сказал, что война – это ряд исторических безобразий. Если каждый из нас уничтожит в себе злость и ненависть друг к другу, войны не будет.
В-третьих, ценность семьи – это важная тема в его произведениях. Свою супругу Лев Николаевич очень любил, но как сложно складывались эти отношения! Семья – великий труд двоих людей.
И еще, Толстой – замечательный педагог. Он говорил, что в школе не может быть никакой муштры, принуждения. Дети должны хотеть учиться и учиться, играя, а учитель должен не только прочитать все книги, но и иметь любовь к делу и ученикам.
Толстой очень откровенен. В «Исповеди» он пишет, что совершенно глупо мы живем для других людей, для денег, в ожидании счастья. Зачем жить для кого-то? Мы должны быть теми, кто есть на самом деле.
Еще одна злободневная проблема, затронутая писателем – культура семейного чтения. В школе для крестьянских детей Лев Толстой замечал, что его ученикам очень нравилось слушать и обсуждать написанные для них произведения.
Тогда литератор и педагог понял, что чтение выполняет не только образовательную, но и воспитательную функцию, об этом он рассказал и в романе-эпопее «Война и мир». Марья Болконская не хочет читать книг, навязанных отцом, ей ближе письма Жюли Карагиной (в них мнимая подруга рассказывает о светских отношениях, женихах, моде), но Николай Андреевич непреклонно заставляет княжну читать подобранные им книги, стремясь развить правильный вкус, поскольку уверен, что именно чтение может спасти людей от праздности. Лишь после смерти отца Марья понимает своего родителя и не может представить своего существования без книг.
Сегодня наш вуз работает над проблемой детского чтения. Проведено анкетирование и результаты его печальны: многие родители не только не читают своим детям, но и вообще не проявляют никакого интереса к книгам, считая это занятие пустой тратой времени, но 20 % респондентов признаются, что не знают, что читать с детьми, хотя у них есть желание собраться за чтением.
Опрошенные учителя тоже сообщают о нехватке времени для чтения современной детской прозы и выражают большую признательность за консультации и знакомство с новинками детской литературы.
Вот почему Лев Николаевич актуален сегодня и будет актуален всегда».
ПЛАНЕТА ПИСАТЕЛЯ
Одним из десятка проектов Года Толстого в Елабужском институте КФУ станет клуб «Планета писателя», первое занятие которого состоится в марте. Уже более 30 елабужских школьников подали заявки на вступление в клуб, активисты приглашают присоединиться и студентов разных факультетов, выступая с презентациями. Как руководитель объединения, Галина Николаевна поделилась его планами.
«Мы хотели бы познакомить аудиторию с неизвестными произведениями Толстого. Наша задача – вызвать интерес к писателю, ведь школьникам предстоит писать ЕГЭ, где необходимо выражать свое мнение, приводить аргументы. Будем рисовать литературные обложки к книгам по технологии моделирования, используя знакозаменители. Научимся создавать буктрейлеры. Планируется конкурс фотографий по творчеству Толстого, основанный на ассоциативном ряде. Есть замечательный литературно-психологический приём «сказкотерапии», основанный на прогностической беседе, который мы позволили себе немного видоизменить и назвали «литературными гаданиями». Студентам эта методика пришлась по душе. Много споров вызывают экранизации биографии писателя: посмотрим лучшие российские и зарубежные работы, подискутируем».
С подробным планом событий, знаменующим Год Толстого в Елабужском институте КФУ, можно ознакомиться на сайте вуза.
Источник информации: газета Елабужского института КФУ «UNIвести»
#годтолстоговеикфу