15 февраля 2018
На заседании Ученого совета ИФМК состоялось обсуждение итогов работы высшей школы русского языка и межкультурной коммуникации в 2017 г.

На заседании Ученого совета Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого состоялось обсуждение итогов работы высшей школы русского языка и межкультурной коммуникации в 2017 г. С отчетом о результатах прошедшего года и перспективах развития высшей школы выступила директор Бочина Т.Г.

Основное внимание было уделено модернизации образовательного и научно-исследовательского процесса,  развитию кадрового потенциала и формированию качественного контингента обучающихся, достижениям в социально-воспитательной работе.

Спецификой высшей школы русского языка и межкультурной коммуникации является то, что ее основной контингент составляют иностранные студенты, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры по специальности «Русский язык как иностранный». В отчетном году произошел значительный скачок в их численности - 222 человека, при этом 205 студентов из дальнего зарубежья (Китая, Индонезии, Турции, Нидерландов, Ирака, Ирана, Йемена, Пакистана, Венгрии, Шри-Ланки). Из 23 аспирантов высшей школы десять – это иностранные граждане.

Одним из значимых достижений в образовательной сфере является международная валидация магистерской программы 45.04.01 – Филология. Русский язык как иностранный. Успешное прохождение международной аккредитации, с одной стороны, – показатель эффективности данной программы, с другой – важный стимул для ее совершенствования и развития. Так, в этом учебном году число магистрантов увеличилось до 96 человек, в том числе  35 выпускников, при этом более 90% – это иностранные студенты. Радует также, что уже второй год в данной магистратуре обучаются студенты из Второго Пекинского института иностранных языков по программе двух дипломов.

В 2017 г. в высшей школе было реализовано также 23 программы дополнительного образования, среди которых как недельные интенсивные курсы, школы русского языка и культуры, повышения квалификации (72 ч.), так и годовые программы для иностранных граждан, программа переподготовки. Общий доход от программ основного и дополнительного образования составил более 43 миллионов рублей, т.е. более 662 000 рублей на одного преподавателя.

Обсуждались на Ученом совете ИФМК и вопросы развития кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава. Более 77 % преподавателей высшей школы русского языка и межкультурной коммуникации имеют ученую степень, в 2017 г. в нашем коллективе была защищена 1 докторская и 1 кандидатская диссертация. Со значительным превышением норматива преподаватели повышают свою квалификацию как в России, так и за рубежом (более 70% ППС прошли ПК в отчетном году).

В модернизации научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности ключевыми являются два направления развития: выполнение индивидуальных научных грантов и федеральных проектов (в 2017 г.объем средств, полученных за счет выполнения НИР и НИОКР составил 10 700 700 руб.) и количество публикаций в зарубежных изданиях, индексируемых в БД Scopus и WoS (в 2017 г. проиндексировано 68 статей и еще 33 статьи опубликованы, но пока не проиндексированы).

В отчетном году в высшей школе русского языка и межкультурной коммуникации проведено 118 социально-воспитательных мероприятий, среди которых можно особо выделить ежегодный молодежный научно-образовательный фестиваль, посвященный Дню русского языка, Олимпиаду по русскому языку для иностранных студентов г. Казани, мастер-классы иностранных студентов для школьников Сабинского района в рамках Дня родных языков. К одному из главных достижений в модернизации социально-воспитательной работы высшей школы можно отнести организацию и проведение образовательно-просветительских экспедиций программы «Послы русского языка в мире» в Баку и Астану, во время которых было проведено 15 мероприятий, направленных на продвижение русского языка в мире, в которых приняли участие более 700 школьников, 170 студентов Азербайджанской Республики и Казахстана, семидесяти пяти учителей и преподавателей русского языка из этих стран.

Подводя итоги года, можно с глубоким удовлетворением констатировать, что за два года существования нашего структурного подразделения сложился дружный педагогический коллектив, что по всем основным направлениям работы наблюдается положительная динамика и рост показателей. Конечно же, и сделать предстоит многое для успешного и эффективного осуществления миссии высшей школы -  повышения компетенции иностранных студентов в области русского языка, ускорения их культурной адаптации параллельно с обучением по программам высшего образования и подготовки кадров высшей квалификации.

Источник информации: Бочина Т.Г.