12 февраля 2018
Магистратура по "Лингвистике" заочно - возможность объять необъятное?

С 5 по 25 января 2018 года в Высшей школе иностранных языков и перевода прошла первая заочная сессия для студентов-лингвистов, обучающихся по магистерским программам «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и  «Менеджмент в языковом образовании». За столь короткий период студентами были освоены 8 дисциплин и доказано, что обучение в магистратуре по направлению «Лингвистика» это не только реально, но и удобно, качественно и перспективно. Очевидно, что заочная форма обучения ориентирована в первую очередь на выпускников бакалавриата, которые уже трудоустроены в данном направлении. Как показали результаты опроса, 80% нашли работу в различных образовательных учреждениях РФ. Для чего же им тогда нужна данная магистерская программа?

Осипова Анна, группа 04.-717, Академия малышей, г.Астрахань преподаватель АЯ:  Начну с того, что выбор КФУ и данного направления был обусловлен рейтингом университета в сфере образования и необходимостью дальнейшего роста в выбранной мною профессии. Мои ожидания полностью оправдались, потому что во время обучения я получаю именно ту информацию, которая мне так необходима и которой мне не хватало все это время. Занятия проходят очень увлекательно, особенно понравилась разнообразие видов деятельности, которое предлагают преподаватели.

Королева Анна группа 04.-717, Кафедра алтаистики и китаеведения ИМОИиВ КФУ, ассистент:  Первая успешная зимняя сессия и весь процесс обучения оставил хорошее впечатление, подача материала была доступной и интересной, что обеспечило быстрое усвоение материала. Преподаватели отвечали на все возникавшие вопросы в процессе обучения, а также на все интересовавшие вопросы в целом. Важно отметить высокую содержательность теоретической и практической составляющих обучения. 

Мингалиева Айгуль , группа 04.-718, выпускник бакалавриата ITСессия проходила с 5 по 25 января. По основным предметам материал для самостоятельной работы мы получили еще в октябре, благодаря которому подготовиться к сессии было намного легче. При поступлении было переживание о том, что будет очень сложно учиться и, в крайнем случае, перейти на другую специальность. Бакалавриат, который я закончила, абсолютно в другой области, но учитывая возможность заблаговременной подготовки, получить степень магистра студентам с другими базовыми знаниями теперь мне кажется возможным, даже заочно. Конечно, мне необходимо прилагать намного больше усилий, так как новые знания для меня являются уже давно освоенными для большинства моих одногруппников. Я очень довольна, что поступила на данное направление, первая сессия мне дала понять, что я получу хорошее образование с лучшими преподавателями Татарстана.

Галеева Лейсан, группа 04.-717, преподаватель АЯ:  Мне обучение очень понравилось. Я получила много новой информации касаемо теории и практики преподавания иностранных языков. На данный момент я активно применяю полученные знания на практике. В результате мои уроки стали интереснее и эффективнее, как мне кажется. Ведь у каждого преподавателя я научилась чему-то новому. В любом случае, на свою работу и свою квалификацию смотришь уже по-новому.

Студенты магистерской программы отмечают, что именно высокий профессионализм преподавателей, глубокое знание своего предмета и особенностей его преподавания, открытость и  готовность  делиться своими знаниями и опытом с будущими коллегами позволил им освоить столько курсов в столь короткий срок.

Гаврилова Анастасия, группа 04.-717:  преподаватель корейского языка  НОЦ «Центр корееведения»  КФУ: Ожидания оправдались, все было лучше, чем я ожидала. Преподавательский состав - действительно профессионалы своего дела. За такой короткий промежуток в один месяц я уже начала понемногу раскрывать смысл слова «преподавать» - очень много информации было почерпано от разных преподавателей.

Хисматуллина Альбина, группа 04.-717: Несмотря на большое количество  материала, который сопровождался дополнительной литературой для самостоятельного обучения, им удалось доходчиво донести его до студентов. Более того я считаю, что вся информация была очень полезна, и её можно активно использовать на практике преподавания. Хотелось бы также выделить у некоторых преподавателей такие качества как лояльность и желание помочь в недочетах, которые возникли у меня во время обучения. 

Хакимова Райхана группа 04.-717: Я осталась под большим впечатлением от преподавателей и знаний, которые я получила в период зимней сессии. Все преподаватели были открыты и доброжелательны, с удовольствием делились своим опытом. Я открыла для себя много нового и многому научилась за эти 20 дней.

Азарченко Дарья, группа 04.-717, преподаватель английского и итальянского языков: Меня приятно удивила первая сессия.  Очень порадовали преподаватели, которые мотивируют на развитие, создалось ощущение, что Вам действительно важно нас научить и поделиться опытом, а не просто провести занятия.

Галеева Лейсан: До прихода к Вам я думала, что меня удивить нечем, а также была очень высокого мнения о себе. Теперь я понимаю, что мне очень даже есть над чем работать. Вы задаете очень высокие стандарты и хочется хоть немного им соответствовать.

Неудивительно, что не все студенты магистерской программы были готовы к такой интенсивности процесса обучения.

«…отсутствие выходных, с непривычки очень тяжело работать в таком режиме …»

«Некоторые затруднения вызвала интенсивность курса, иногда не хватало времени, чтобы глубже освоить некоторые аспекты…»

«Обучение и режим сильно отличается от очного, поэтому было достаточно тяжело подстроиться под данное расписание. Некоторые трудности возникли и в обучении, но это больше зависело от моих способностей и возможно недостаточного уровня языка….»

Однако, постепенно происходит осознание того, что плотное расписание и высокая интенсивность обучения оправданы не только как средство экономии времени для студентов, выбирающих заочную форму обучения в магистратуре, но и как возможность реализовать идею clinical training, когда  будущие преподаватели получают педагогическое образование с упором на реальную практическую деятельность.

Уже во время первой сессии в рамках практики по приобретению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности магистранты посетили и проанализировали уроки ведущих учителей АЯ в Гимназии №75 и школы «Елена-сервис»; получили уникальную возможность присутствовать на экзаменах у ведущих преподавателей кафедры, поработать в качестве волонтеров на нескольких этапах Республиканской олимпиады по английскому языку, поприсутствовать  на конкурсе-защите образовательных проектов городского конкурса «Учитель года Казани-2018»; посетили крупнейший в России мультимедийный исторический парк «Россия - моя история».

Добавим, что во время летней сессии 2017-2018 учебного года распределенную практику магистранты-заочники будут проходить в английском лагере «Discover KFU» под руководством преподавателей кафедры европейских языков и культур. Работая в этом проекте не первый год, преподаватели указанной кафедры составили свою методическую копилку, которой готовы поделиться со студентами.

Работа с одаренными обучающимися, олимпиадниками является одним из направлений деятельности ППС Высшей школы иностранных языков и перевода. В связи с этим,  привлечение студентов-магистрантов к различным формам подготовки участников олимпиадного движения позволит подготовить их к решению задач в их будущей профессиональной деятельности.

И уже на следующий день после окончания сессии наши будущие коллеги отправились по своим рабочим местам, чтобы применить на практике новые умения и навыки. А потом обсудить свои результаты, сложности и достижения на летней сессии. И особенно приятно, когда после сессии студенты, поразмыслив над тем, что с ними произошло за эти 20 дней, говорят: «Спасибо за Ваш труд!».

Источник информации: Поморцева Н.П., Сабирова Д.Р.