Ежегодные сессии по повышению квалификации проводятся в Центре развития преподавания арабского языка при Каирском университете. Программа стажировок организована Агентством по развитию научного сотрудничества Министерства иностранных дел Египта.
Преподаватели КФУ являются традиционными участниками данной программы. В этом году совершенствовать свои языковые и преподавательские навыки отправились молодые сотрудницы Института: Белоглазова Инесса Геннадьевна, Сабитова Сюмбель Усмановна и Хабибуллина Альфия Марселевна.
Уже первые дни учебы оказались крайне насыщенными. В первый день стажировки состоялось торжественное открытие и знакомство с участниками программы. В этом году на стажировку приехали арабисты из Армении, Беларуси, Боснии, Грузии, России, Украины и Узбекистана. Также был проведен опрос, посвящённый проблемам и сложностям в преподавании арабского языка как иностранного.
На следующий день началась учёба. Слушатели курса были разделены на группы по 5-7 человек так, чтобы в каждой группе оказались представители максимального количества стран. Схема работы в группах выглядит примерно так: участники обсуждают свой опыт преподавания какой-либо языковой компетенции, а затем составляют план посвящённого ей урока. Далее каждая группа презентует свой урок, а остальные группы высказывают свои комментарии и замечания. Свои коррективы вносит и египетский преподаватель. Таким образом, преподаватели аккумулируют лучшее из опыта коллег, набираются вдохновения и новых идей. Домашнее задание обычно состоит в том, что необходимо придумать упражнения либо игры для развития навыка.
Кроме того, в рамках курса проводятся и теоретические занятия по методике и методологии преподавания. Они основаны на традициях и методах преподавания арабского языка как иностранного в ведущих египетских вузах, таких как Каирский университет и университет Аль-Азхар. Одним из главных положений египетских методистов является преподавание без использования языка-посредника. Это, по их мнению, позволяет создать языковую микросреду в рамках одной аудитории, и значительно улучшает коммуникативные навыки учащихся. Поскольку среди участников курса есть немало взрослых и опытных преподавателей, данные лекции вызывают оживлённые и плодотворные дискуссии.
Важной частью стажировки также является культурная программа. 2 февраля, в пятницу (в Египте она является выходным днём) для преподавателей была проведена масштабная экскурсия по Каиру, включавшая в себя посещение Каирского музея, а также района трёх религий. Каирский музей, прежде всего, известен благодаря своему главному экспонату — одиннадцатикилограммовой маске фараона Тутанхамона и сокровищам его гробницы. Наверное, каждый ребенок проходил через «египетскую фазу» детства, интересовался мумиями и саркофагами, египетским пантеоном... В том, кто видит эту маску, неизбежно просыпается этот ребёнок. А любого учёного неизменно порадует факт, сообщённый экскурсоводом: около 57% египетских древностей ещё не было обнаружено.
Что касается района трёх религий, то он является образцом толерантности и мирного сосуществования аврамических религий на Ближнем Востоке, вселяет в человека уверенность в мире и лучшем будущем. А преподавателям КФУ этот район напомнил Казань. Ведь в Казани, как и в Каире, стоя во дворе церкви или синагоги, можно услышать доносящийся из мечети неподалёку призыв на пятничную молитву.
Стажировка только началась. Впереди у преподавателей ещё множество приключений. Надеемся, что рассказы о них вдохновят и вас на изучение языка буквы ض («дад»).