Доклады были представлены по направлению «Мониторинг состояния окружающей среды» и секции «Прикладная биология и аспекты ее обучению».
Тематики докладов, которые приводятся ниже, затрагивали вопросы оценки состояния окружающей среды, прикладные исследования в области биологии и технологии обучения биологии учащихся.
Афонина Е.А. Воспитательный потенциал школьного учебно-опытного участка.
В работе рассмотрены возможности использования школьного учебно-опытного участка в целях экологического воспитания учащихся, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщения к труду. Наблюдение за результатами собственного труда в течение времени развивает познавательную деятельность у учащихся.
Гафиятуллина Э.А. Пыльца как индикатор состояния окружающей среды.
Пыльца некоторых растений, а именно их повышенный процент фертильности, может служить показателем загазованности приземного воздуха выхлопами от автотранспорта и промышленного смога. Для этих целей используют индикаторные виды растений. В частности, на примере г. Елабуги использовали пыльцу подорожника среднего, процент фертильности которой, был выше вдоль крупных автодорог.
Гибадулина И.И. Анатомические особенности листового аппарата липы мелколистной в зависимости от условий произрастания (на примере г. Набережные Челны).
Как и в предыдущей работе для оценки состояния атмосферного воздуха в г. Набережные Челны было использовано растение. Были рассмотрены аспекты морфометрических изменений листьев липы мелколистной в различных рекреационных зонах. Выявлено, что в целом зеленые насаждения находятся в здоровом состоянии, но патологические явления в отдельных случаях выявляются.
Захарченко Н.В. Анализ применения проектной технологии на уроках биологии.
В работе рассматривается одно из направлений повышения эффективности подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности в школе в условиях возрастающих требований к учителю. Этим направление становится применение проектной технологии на уроках биологии. Освоение данной технологии предоставляет максимум простора для самодеятельности и творчества. Работа, основанная на идеях данной технологии, строится так, чтобы каждый ученик смог продемонстрировать в той или иной деятельности свои способности.
Кузьмин П.А. Особенности активности аскорбатоксидазы в листьях растений в условиях антропогенной среды.
В работе приведены результаты исследования по устойчивости различных видов древесных растений к различным аэротехногенным загрязнителям. Проанализирована активность аскорбатоксидазы в листьях рябины обыкновенной, тополя бальзамического, клена остролистного, которые широко используется в зеленых насаждениях в Камском регионе. Полученные результаты свидетельствуют о том, что аскорбатоксидазы является активными участниками адаптационных процессов в условиях техногенного стресса. Понижение его содержание в организме растений приводит к возникновению у них стресса, понижению реактивности, а при больших дозах резко повышает устойчивость организма, его адаптационные способности к неблагоприятным воздействиям внешней среды, а также способствует процессам регенерации.
Леонтьев В.В. Структура чешуек крыла чешуекрылых методами флуоресцентной микроскопии.
Во время обучения на курсах по теме «Современные методы микроскопии» в МДЦ КФУ «Аналитическая микроскопия» были получены результаты исследования содержания пигментов, окрашивающих чешуйки крыльев чешуекрылых. Органические соединения обладают автофлуоресценцией в определенных спектрах облучения лазером. При работе с конфокальным микроскопом LSM 780 был использован лазер 488. Чешуйки рассматривались в спектрах от 490 до 1700 нм. Было выявлено содержание в чешуйках различных видов чешуекрылых определенных пигментов, большинство из которых обладают различной интенсивностью флуоресценции, другие – нет.
Леонтьева И.А. Некоторые результаты изучения энтомофауны соцветий лопухов в Елабужском районе Республики Татарстан.
Соцветия лопухов часто заселяются различными насекомыми-галлообразователями, в частности, личинками мух-пестрокрылок. Галлы могут возникать на любых органах растений. В большинстве случаев они поражают листья и стебли, но могут вырастать на корнях, в почках и соцветиях. Галлы деформируют растение, снижая его эстетические качества; при поражении корней страдает надземная часть растения, что приводит к воздействию вторичных болезней. При повреждении соцветий снижается семенная продуктивность растения. Но в то же время можно отметить и положительное значение галлообразования, т.к. многие насекомые, поражают соцветия сорняков (бодяков, чертополохов, лопухов и др.), тем самым способствуя снижению их семенной продукции.
Масленникова Н.Н. Оценка антропогенного воздействия на черноземы г. Набережные Челны.
В работе рассмотрена зависимость между уменьшением содержания гумусовых веществ в городских и пригородных почвах от интенсивности техногенного воздействия на них. Для исследования выбраны участки в г. Набережные Челны (прилегающие к автостраде, промышленному комплексу и расположенные в центре города). Определение содержания гумусовых веществ проведено по методике Никитина с колориметрическим окончанием по Орлову-Гриндель. Результаты исследования подтверждают предположения о зависимости снижения количества гумуса в почвах, подверженных техногенному воздействию.
Ребрина Ф.Г. Профориентационная школа как форма профессионального самоопределения учащихся.
Профориентационные смены предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (тренинги, модерации, дебаты, круглые столы, квесты, дополнительные занятия и пр.). Основными направлениями деятельности по работе с талантливой молодежью в профориентационной школе является формирование прорывных компетенций (видения и лидерства, когнитивности, предприимчивости, социального интеллекта), создание условий для профессионального самоопределения, а так же подготовка к олимпиадам по биологии и экологии.
Подобные конференции очень полезны, позволяют коллегам обмениваться опытом и представить свои исследования на обозрение.