25 декабря 2017
Восток - дело тонкое

22 декабря в галерее «Манзара» ИФМК КФУ состоялось  открытие персональной выставки художницы и иллюстратора Леры Уюнь, а так же были подведены итоги студенческой выставки-конкурса с международным участием «Арт-Ёлка». Студенты Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова из Республики Казахстан не только прислали свои работы на выставку, но и подготовили видео поздравление  казанским коллегам.

Чуть позже под музыку гагаку участники  литературно-художественного салона «Ренессанс» собирались в актовом зале ИФМК им. Льва Толстого на ул. Татарстана 2 на предновогоднее  заседание. Оно  началось  кадрами из фильма «Белое солнце пустыни», где главный герой произносит сакраментальную фразу: «Восток - дело тонкое», ставшую темой разговора, начатого ведущими салона Зухрой Гаптрауповой и Михаилом Яо.  

«… Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут…» - так начал своё выступление куратор и ведущий салона, доцент кафедры дизайна и национальных искусств ИФМК КФУ М. Яо, который предложил взглянуть на Восток глазами европейских художников и поэтов. Восток  - и с точки зрения географии, и с точки зрения культуры, религии, искусства, природных и социальных условий понятие широкое и неоднородное - это и Дальний Восток, и Средняя Азия, и страны Магриба, которые находятся даже западнее нас. Находясь под впечатлением и осмысляя наследие Востока, европейцы разработали такие направления в искусстве как шинуазри, тюркетри, японизм.  «Восточные» стихи Н. Гумилёва «Китайская девушка», «Персидская миниатюра», «Пьяный дервиш» и «Фарфоровый павильон» были проиллюстрированы живописными работами А. Бенуа, А. Иванова, Ф. Буше на эту тему, а так же аутентичными миниатюрами иранских мастеров  XIV-XVI вв., а так же китайских живописцев династии Тан. М. Яо рассказал о  том, как преломлялась восточная эстетика и средства художественной выразительности в искусстве европейцев.

Выступление доцента кафедры дизайна и национальных искусств ИФМК КФУ Юлианы Емановой было посвящено проблеме «ковайности» в современной Японии, которое объясняет любовь японцев к манга – японскому комиксу и открывает понимание современного искусства Японии   и, в частности, творчества Такаси Мураками, работающего с этим понятием. В манга соединились европейские подходы к графической визуализации с японской традицией. Кавайность -  умиление и восхищение миниатюрным, трогательным, беззащитным, милым - рассматривается как реакция на жесткую регламентированность японского образа жизни. Такие понятия, как: «моэ» - вживания в образ персонажа и  «косплей» - изготовление костюмов и переодевание в героев манга - перешагнули географические границы.  Японцы рассматривают манга как значительный источник экспорта. Появление неологизмов, таких как «мимими» - нечто восхитительного и умилительного, свидетельствуют о формировании нового социального переживания и связанного с понятием ковайи.

Нажия Галимова, дизайнер-художник эксклюзивной одежды, эксперт мусульманского стиля, победитель Международных конкурсов рассказала о том, как работает с заказчиками, как важно дизайнеру понять и почувствовать своего заказчика, создать его неповторимый образ, в котором будет учтена и пластика человека, и цвет его кожи, и речь. Рассказ Нажии и показ слайдов с её работами вызвал восхищение у собравшихся и желание больше узнать о её коллекциях. Мир современной моды не знает национальных ограничений. Для создания уникального образа дизайнер может использовать формы, технологии и мотивы всех культур.

Доцент кафедры алтаистики и китаеведения КФУ, член Европейской ассоциации китаеведения, кандидат исторических наук  Альфия Аликберова рассказала и традициях кафедры, научные интересы, которой охватывают проблемы социокультурной истории, языкознания Дальнего Востока и тюркских народов. На кафедре изучают и преподают  китайский, корейский, турецкий и японский языки.  Альфия Аликберова представила студентов из Китая и зарубежного коллегу, которые продемонстрировали свое искусство собравшимся. Живой интерес вызвал  мастер-класс по китайской каллиграфии на рисовой бумаге, который  провела студентка Лю Жоюй. Юй Цзыянь блестяще исполнила песню на родном языке в современной музыкальной аранжировке. Необыкновенно проникновенно прозвучала авторская песня о любви на вьетнамском языке профессора  Фанг Куонг Аня.

Кандидат исторических наук, режиссер-сценарист, организатор казанских культурно-развлекательных мероприятий по современной и традиционной японской культуре и анимации Тэймур Галимов рассказал о фестивале японской культуры и анимации «Феникс» проходящем  в Казани.  Он представил  косплей как актуальное увлечение казанской и российской молодежи, для которой культура манга стала  выражением фундаментальных идей о защите добра, игровой формой изучения японской культуры. Поклонники анимэ участвуют в турнирах по J-играм, конкурсе AMV, организуют мастер-классы по кумихимо, амигуруми, икебане, хокку, оригами, изготовлению онигири, изготовлению косплей-костюмов из ПВХ и вторсырья – их интересы выходят далеко за рамки анимации. Тэймур Галимов отметил, что выпускник кафедры дизайна и национальных искусств Константин Маляшов в рамках дипломного исследования разработал фирменный стиль для казанского аниме-салона «ZanZara».

Андрей Дуткин, студент Авиационно-технического колледжа, участник группы любителей Анимэ  поделился историей  своего увлечения японской мультипликацией.

В завершении салона   заведующая кафедрой дизайна и национальных искусств, доцент, кандидат педагогических наук  Эльмира Ахметшина по традиции вручила почетные дипломы новым членам Литературно-художественного салона «Ренессанс» и поздравила  всех присутствующих с наступающим Новым 2018 годом, по восточному календарю годом земляной собаки, которая благоприятствует творческим поискам!                               

Источник информации: Доценты ИФМК КФУ Юлиана Еманова, Михаил Яо. Фото Шамсутдинов Рустем