18 декабря 2017
Студенческий клуб КФУ "GIS Junior" - технологии для построения успешной карьеры!

За 15 лет клуб «GIS Junior» вырос из обычного кружка “по интересам” до настоящего сообщества будущих профессионалов. Положительный опыт клуба был взят на вооружение при выстраивании концепции образования в рамках САЕ “ЭкоНефть”.

Казанская школа геоинформационных систем считается одной из самых сильных в России: ежегодно студенты КФУ занимают призовые места на всероссийских и международных профильных научных конференциях и олимпиадах. Секрет такого успеха довольно прост – это постоянная работа с перспективными студентами, тщательная подготовка к выступлениям. Предыстория GIS-клуба  началась в 2000 году, когда геологический факультет КФУ в рамках программы поддержки вузов России и  стран СНГ получил программное обеспечение компаний ERSI и ERDAS (США). С тех пор GIS-клуб накопил огромный опыт, приобрел известность, однако в России ему до сих пор аналогов нет.

«Первоначально, когда ГИС только появились на нашей кафедре, основную задачу GIS-клуба я видела в том, чтобы дать геоинформационную грамотность хотя бы какому-то числу молодых людей, чтобы в нашем институте развивалось новое направление, чтобы у меня появились помощники и единомышленники. За 15 лет  через клуб  прошли сотни студентов. Некоторые из них были участниками  GIS-клуба  на протяжении всего обучения  в университете: это самые лучшие, самые квалифицированные наши выпускники.  80 %  аспирантов и молодых преподавателей нашей кафедры- участники GIS-клуба, мои настоящие помощники. Раньше я немного сожалела, что ребята, отучившись и отработав в GIS-клубе, уходят из моего небольшого коллектива  на другие кафедры и  в другие лаборатории, но теперь понимаю, что, на самом деле, - это хорошо. Это означает, что  геоинформационные  технологии «растекаются» по всему институту,  и в разных подразделениях есть свои специалисты со знанием ГИС.  Следовательно, моя первоначальная задача решена», – поделилась научный руководитель GIS-клуба, доцент кафедры геофизики и геоинформационных технологий ИГиНГТ Инна Чернова.

Наибольшей популярностью GIS-клуб пользуется у студентов, изучающих геологию, геофизику, картографию и экологию. Однако прийти в клуб может любой желающий – первоначальная подготовка и знания в области ГИС или геологии не требуются, т.к. обучение начинается с нуля. Помочь новичкам готовы студенты из числа бывших слушателей – в учебном классе всегда присутствуют пять-шесть модераторов. Они же ведут занятия. Собираются гисовцы раз в неделю и учатся работать с профессиональным софтом: ArcGIS, ERDAS Imagine и Easy Trace. Основная задача клуба – заинтересовать  студентов геоинформационными системами, показать им, насколько занимательно работать с таким программным обеспечением  и с  цифровыми картами.

«Как и на обычных учебных курсах, GIS-клуб начинает обучение с основ, но в дальнейшем студенты получают  такие знания и навыки, которые  в рамках стандартного учебного курса  получить невозможно. При этом основной упор делается на практику: лекционная часть составляет всего 10-20 минут от занятия. Это даже не лекция, а некий ввод в курс дела. Остальные 2-2.5 часа – это работа за компьютером или выполнение творческого задания, когда, объединяясь  в небольшие команды по 2-3 человека,  студентам нужно правильно и быстрее  других  выполнить расчет, нарисовать карту или составить модель данных.  Качество  выполнения заданий оценивают модераторы. По итогам каждого занятия  выбирается лучшая команда дня. В конце учебного года на итоговой научно-образовательной конференции  команда, которая чаще остальных становилась лучшей, будет отмечена и награждена специальным призом», – поделился президент клуба, аспирант ИГиНГТ Игорь Огнев.

Клуб «GIS Junior» регулярно участвует  в научных проектах. Например, в  2002-2004 гг. юные знатоки ГИС готовили материалы для экспедиции на Аральское море. Две экспедиции были реализованы  в рамках международного проекта, связанного с изучением  причин экологической катастрофы Арала. Ребята GIS-клуба занимались обработкой космоснимков  ASTER со спутника TERRА:   создавали стереоизображения территории Приаралья, проводили геоморфологическое  дешифрирование снимков, создавали  трехмерные модели  котловины моря и прилегающих к морю территорий. Материалы по Аральскому морю оказались очень интересными и  востребованными, и в настоящее время используются на занятиях  GIS-клуба, а также включены в методическое пособие для проведения  занятий стандартного курса ГИС. Также в активе GIS -клуба республиканский проект  по возрождению культурного наследия древнего  Болгара и Свияжска. Студенты Института геологии и нефтегазовых технологий  занимались  обеспечением геоинформационного проекта: проводили полевые геодезические измерения, фотографировали  археологические  объекты. Далее на основании этих измерений с использованием методов фотограмметрии создавали трехмерные модели объектов, включая  памятники архитектуры  (Восточный и Северный мавзолеи), археологические находки. Кроме этого была создана цифровая модель полигона учебной практики в Печищах, создается  интерактивная модель здания ИГиНГТ. В следующем году слушателям клуба предстоит объемная работа по оцифровке аналоговых магнитограмм Казанской магнитной обсерватории, запись которых ведется с начала XX века, тогда как цифровая запись магнитного сигнала началась всего пять лет назад. Как утверждают модераторы, чтобы делать такие проекты новоиспеченным участникам клуба потребуется всего несколько занятий.

Кроме практических навыков слушатели GIS-клуба также получают практику публичного выступления, самостоятельной подготовки доклада и первичное понятие о научной работе. Такой комплекс знаний и умений открывает перед ними большие перспективы. Неслучайно, многие выпускники клуба строят успешную карьеру и в науке, и в нефтяной отрасли.

«Те, кто имеют навыки работы с данными дистанционного зондирования, с географическими информационными системами найдут себе применение в любой геологической организации, потому что работа геолога, нефтяника, геофизика- это всегда работа с картой, с пространственными данными. Кроме того, имея навык работы с  геоинформационными системами  и развитое пространственное мышление  легче адаптироваться в среде моделирования, потому что объемное представление и есть прерогатива геоинформационных систем», – выразил своё мнение доцент кафедры геофизики и геоинформационных технологий  Ильмир Нугманов.

Выпускники ГИС-клуба активно используют свое  преимущество при трудоустройстве, многие учились по обмену в зарубежных образовательных учреждениях, сейчас работают в крупных  нефтяных и геофизических компаниях, исследовательских институтах, занимают ведущие должности в органах госуправления.

«Один из наших студентов прошел конкурсный отбор и работал в компании ExxonMobil. Георгий Цой – выпускник GIS-клуба – сейчас ведущий сотрудник информационного центра   при кабмине РТ. Кто-то ушел в частные компании по поиску и разработке месторождений, многие работают в ведущих  российских нефтяных компаниях: Газпром, Лукойл, Татнефть. И все наши выпускники отмечали, что хороший старт им дал именно GIS-клуб», – поделилась Инна Чернова.

Востребованность выпускников клуба «GIS Junior» – это лишь небольшой, но очень яркий пример того, как меняется нефтегазовая отрасль. Старые методы поиска и разведки  перестали быть эффективными и уходят в прошлое. Очевидно, что меняются и требования к специалистам – работодатели  все чаще заглядывают не в дипломы о высшем образовании, а в послужные списки соискателей. Участие в проектах, научная деятельность, дополнительное образование – все это при трудоустройстве может стать одним большим плюсом. И с каждым годом эта тенденция будет только усиливаться. Неслучайно, в рамках САЕ «ЭкоНефть» выстраивается новая образовательная концепция, основными принципами которой являются  опережающее обучение и компетенции из первых рук.

Источник информации: Александр Александров, Диана Галиева