8 декабря 2017 г. студенты-социологи 1 и 2 курсов КФУ приняли участие в онлайн-марафоне, организованном Всероссийский центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ г. Москва).
Четыре с половиной часа разговора об изменениях в обществе, социальных коммуникациях, опросной индустрии и социологической профессии объединили авторитетных лидеров отрасти и студенчество, которое в перспективе может стать частью сообщества. Марафон «бежала» международная команда экспертов (спикеры представляли Россию, Канаду и США) и молодежь из университетов России (Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Барнаула и других городов), Казахстана, Армении. Замысел онлайн-моста, его содержание, тональность общения и открытость организаторов молодому поколению создавали ощущение единой социологической команды и общих вызовов, на которое предстоит совместно отвечать новыми профессиональными решениями на цифровой арене.
Насыщенная программа телемоста охватывала наиболее актуальные темы: способность поллстерских команд не только давать оценку происходящего в цифрах, но быть аналитико-консультационными центрами, компетентно прогнозирующими будущее; эффекты смены поколений в социологической профессии, а также плюсы и минусы поколения молодых (родившихся в 2000-х гг.); тренды комбинаторности применяемых методов, гибридизации и триангуляции данных, демократизации исследований, открывающей данные широкой общественности, наступления на CATI со стороны IVR (роботизированный опрос), CAPI и онлайн-опросов, формирования нового языка и фокуса общения с респондентом (например, «геймификация» инструментов) и заказчиком, автоматизации анализа текстовых документов; возможности применения больших данных ('big data'); высокое качество социологических данных как товар и конкурентное преимущество; компетенции визуализации и презентации результатов исследований; новые тренды в нейромаркетинге и ряд других.
Студенты могли услышать мнение лидеров рынка о наиболее в перспективе востребованных направлениях работы: экспертная оценка программ (в том числе международных), социология здоровья и демографические исследования, интегрированные междисциплинарные маркетинговые исследования, изучение электорального и протестного поведения, эффекты тренда цифровизации (методов сбора и анализа информации) и большие данные и др. В условиях возрастающего значения онлайн-методов были уместными предупреждения специалистов о выраженной неоднородности интернет-пространства, вариативности характера и интенсивности пользования социальными медиа (социальными сетями, блогами, мессенджерами) и, соответственно, об «угрозах» разного рода смещений, ведущих к нарушению требования репрезентативности результатов. Из уст молодых, но компетентных спикеров звучал совет обязательно интересоваться новинками, знать достоинства и ограничения каждого инструмента, комбинировать традиционные и новые цифровые методы.
В завершение участники прямой трансляции смогли задать свои вопросы директору ВЦИОМ В. Федорову и команде марафона. В ответ на жалобу студентов относительно дороговизны программного обеспечения и аренды необходимых платформ и ресурсов были приведены примеры онлайн фокус-групп с применением широкодоступных и бесплатных LiveJournal и Whatsapp с оговоркой, что ничто не заменит личного контакта модератора и участников исследования, что требуется диверсификация инструментов. Вместе с тем, В.Федоров подчеркнул, что хорошие исследования не могут быть бесплатными и являются, как правило, дорогостоящими.
Студентов не могли не заинтересовать прогнозы руководителя ВЦИОМ о возможности появления в перспективе робота-социолога как проявления, к нашему счастью, лишь «слабого интеллекта», как алгоритма исполнения простых и рутинных операций, экономящих время исследователей. Социологи в свою очередь должны обладать множественными гибкими компетенциями для эффективной работы в цифровую эпоху.