07 декабря 2017
Изучение региональных лингвокультурологических особенностей развития русского литературного языка в историческом и современном контексте

Ежегодно кафедра русского языка и прикладной лингвистики Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета совместно с Министерством образования и науки РТ проводит в рамках реализации мероприятий Государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014–2020 годы» комплексное исследование специфики репрезентации мира в культуре и языке народов Российской Федерации и Республики Татарстан. Результаты этой работы получили отражение в очередном выпуске сборника научных статей и двух учебно-методических изданиях.

Сборник статей "Изучение региональной картины мира в поликультурном образовательном пространстве: теория и практика" под общей редакцией доц. Л. А. Мардиевой, доц. Т. Ю. Щуклиной, доц. Л. А. Усмановой, который  вышел в ноябре этого года, включает публикации, посвященные таким актуальным вопросам современной лингвистики и лингвометодики, как: общность мировосприятия и универсальные ценности в языковом воплощении; вариативность мировосприятия, инокультурные ценности и вариативность русского языка; диахронический аспект изучения региональной картины мира; народная культура в диалектной картине мира; преподавание русского языка в условиях этнокультурной фрагментации социума; преподавание иностранных языков в системе поликультурного и полилингвального образования. География авторов публикаций широка и охватывает многие регионы Российской Федерации. Содержание сборника может представлять интерес для филологов и лингвометодистов, а также широкого круга специалистов, занимающихся проблемами региональных лингвокультурологических особенностей развития русского литературного языка в историческом и современном контексте.

В учебно-методическом пособии «Изучение национально-культурной специфики языковых единиц в аспекте межкультурной коммуникации» (автор – доц. Л. А. Усманова) рассматриваются проблемы языковой картины мира и национального своеобразия языкового отображения действительности. Оно нацелено на формирование ключевых компетенций языковой личности: лингвистической, коммуникативной, социокультурной; ориентировано на развитие общекультурных познавательных запросов личности, воспитание интереса к филологии, мировой и национальной культурам, выраженным в языке; направлено на взаимопонимание и конструктивный диалог языков и культур. Издание имеет как теоретический, так и практический характер: знакомит с основными теоретическими понятиями лингвокультурологии, приемами и методиками лингвокультурологического анализа в зависимости от содержания текста, его жанра и целевого назначения.

Учебно-методическое пособие «Изучение безэквивалентной лексики русского языка в поликультурной среде» (автор – доц. Г. М. Нуруллина) посвящено вопросам национально-культурной специфики русской лексики, определению роли безэквивалентных лексических номинаций в формировании языковой картины мира, выявлению динамики национально-культурного компонента в семантической структуре русского слова, описанию групп безэквивалентных лексических единиц. Таким образом, издание нацелено на формирование лингвокультурологической компетентности личности обучающихся, обогащение словарного запаса студентов и развитие их функционально-коммуникативных навыков в условиях поликультурной среды. Пособие содержит краткие теоретические сведения по заявленной теме, включает в себя: лингвокультурологический анализ ряда слов-реалий русского языка, вопросы и задания для самопроверки, тексты, пословицы, поговорки, словарные статьи для лингвокультурного анализа.

Оба учебно-методических издания предназначены студентам-бакалаврам и магистрам филологических факультетов вузов, а также могут быть использованы в практике школьного преподавания русского языка, в частности, будут полезны для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения.

Источник информации: Л. А. Мардиева, Т. Ю. Щуклина