1 декабря 2017 года в КФУ состоялась межвузовская научно-методическая конференция «Совершенствование подготовки магистров журналистики в условиях сближения профессиональных и образовательных стандартов: традиции и новации».
Конференция была организована кафедрой теории и практики электронных средств массовой информации КФУ и объединила на своей площадке представителей ВУЗов Казани и Поволжья, занимающихся подготовкой магистров журналистики. На двух сессиях конференции докладчики поделились опытом работы в этом направлении и высказали ряд предложений по его совершенствованию.
Первую сессию «Профессионально-творческие ориентиры в подготовке магистров журналистики» открыла доктор искусствоведения, доцент кафедры теории и практики электронных средств массовой информации Татьяна Сергеева (Казань, КФУ). В ее сообщении были обобщены результаты работы магистерской программы «Арт-журналистика», первый выпуск слушателей которой состоится в декабре 2017 года. Эта программа - оригинальная и единственная в своем роде площадка комплексной подготовки магистрантов в сфере «АРТ». Т. Сергеева, как руководитель программы, особо подчеркнула, что важными факторами в вопросах совершенствования профессиональных компетенций будущих магистров, являются мотивация студентов, их стремление к самосовершенствованию и профессиональному росту. Поэтому магистерские программы построены на основе технологий проектной деятельности студентов, что дает возможность повышать творческую и образовательную активность обучающихся и формировать высокую степень адаптивности к работе в команде.
В сообщении доцента Резеды Зайни (Казань, КФУ) был представлен опыт кафедры татарской журналистики в сфере подготовки магистров. Подчеркивая специфику работы кафедры в этом направлении – работы на двух языках – русском и татарском, Р. Зайни коснулась проблемных вопросов формирования профессиональных компетенций будущих магистров, одним из которых является вопрос заинтересованности студентов в получении магистерского образования.
Эта тема стала основной и в выступлении заведующего кафедрой музыкально-прикладных технологий Казанской государственной консерватории Елены Хадеевой. Особо она остановилась на необходимости тщательного отбора абитуриентов для обучения в магистратуре, их способности самостоятельно разрабатывать и проводить научное исследование, что в программах магистратуры становится одним из главных направлений.
Повышению компетенций в соответствии с тематическим направлением магистерских программ посвятила свое выступление доцент кафедры журналистики Марина Симкачева (Казань, КФУ). Высветив языковую проблему работы с иностранными студентами, она подчеркнула необходимость усиления индивидуальной работы с ними, а также разработку методического сопровождения этого процесса.
О специфике формирования профессиональных компетенций магистров журналистики говорила доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Марийского государственного университета Светлана Смирнова (Йошкар-Ола). Она акцентировала внимание собравшихся на необходимости создания технологической и практической базы для самостоятельной работы магистров и рассказала, как этот вопрос решается в Марийском госуниверситете. Размышления об этом продолжила в своем выступлении ответственная за подготовку журналистов в МарГУ кандидат филологических наук Евгения Карпова, поделившись опытом организации различных видов практик магистрантов и технологиями включения их в процесс создания различных медиапродуктов.
Вторая сессия конференции «Профессиональные компетенции магистров журналистики в свете сближения профессиональных и образовательных стандартов» открылась докладом профессора Елены Дорощук (Казань, КФУ), в котором она подробно остановилась на процессах разработки новых учебных планов и образовательных программ, соответствующих стандартам ФГОС 3++, а также обозначила задачи, стоящие перед разработчиками.
Участники конференции в формате свободной дискуссии обсудили сделанные сообщения, подчеркнули, что на современном этапе основной задачей становится определение зон профессиональной компетентности будущих магистров журналистики и этот процесс должен сопровождаться четким представлением о целях и предоставляемых выпускникам возможностях магистерских журналистских программ.