22 ноября 2017
На ток-шоу "Битва телевизора с Youtube" в КФУ обрисовали модель идеального ТВ

Ток-шоу «Кризис телевидения или новые возможности телесмотрения» (Битва телевизора с Youtube) прошло сегодня в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ в рамках Дней телевидения. Спикерами выступили Роман Королев (основатель Kingof Media), Антон Райхштат (главный редактор «Казанского репортера») и Дамир Давлетшин (гендиректор ТК «Майдан»). Модерировал почти двухчасовую дискуссию директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский.

В начале ток-шоу, участниками которого стали студенты и преподаватели КФУ, Леонид Толчинский поздравил Univer TV, который накануне признали лучшим студенческим телеканалом России. После чего магистрант КФУ Александр Фирсовввел аудиторию в суть обозначенной темы. Очевидно, что у ТВ и Youtube есть аудиторные различия. По данным RTSH (за 2015 год), портрет типичного российского телезрителя — это мужчина или женщина 50+, имеющие средний достаток. Среднее время телесмотрения составляет 190 минут ежедневно. У Youtube же более молодая аудитория — это мужчина или женщина в возрасте 16-45 лет, имеющие средний либо высокий достаток. В среднем, за просмотром роликов роликов они проводят 75 минут в день.

По словам спикера, если в 2012 году телевидение занимало главенствующую роль и просмотры увеличивались (например, в странах-лидерах США и Японии телевидение смотрели 4,5 и 5 часов в день), то в 2017 году наблюдается общемировая тенденция перехода потенциальных телезрителей к более удобным видеохостингам. Так, среднестатистический американец проводит перед телеэкраном 2,5 часа, в то время как на социальные медиа отводится около 5 часов. Схожая картина наблюдается и в российском сегменте. За последние два года количество людей, предпочитающих Youtube телевизору, увеличилось на 35%. «По данным за сентябрь этого года, Youtube в России занимает первое место среди игроков Digital онлайн-видео», — отметил он. При этом молодежная аудитория отдает предпочтение развлекательному контенту и сериалам. Но и с ТВ все не так плохо — телевизионная реклама в стране вернулась к докризисной планке, отметил Александр Фирсов.

В начале дискуссии спикеры обрисовали свое мнение по поводу вопроса «есть ли кризис телевидения?». По мнению Антона Райхштата, около 10 лет работавшего на телеканале «Эфир», кризис, безусловно, есть.

«Все, что происходит на нынешнем телевидении, нам становится все менее интересным. Конечно, у нас всех есть любимые передачи. Я смотрю «Формулу 1» и понимаю, что в ближайшие годы будут смотреть гонку именно по телевизору, — отметил он. — Кризис телевидения действительно ощущается. И за этим мы можем ждать появления какого-то нового телевидения. Уже сейчас телевидение в общемировом масштабе очевидно и ощущаемо меняется — оно становится более интерактивным. Я на своем кабельном ТВ могу ставить на запись, перематывать, записывать одновременно несколько каналов».

По его мнению, телевидение будет пытаться вытаскивать фишки, ради которых аудитория уходит в другие медиа, и применять их по возможности у себя. «Телевидение действительно было раздуто, главенствующее медиа занимало большее положение, чем заслуживало. Мой прогноз — оно несколько ужмется и займет то положение, которое должно занимать», — считает Антон Райхштат.

Роман Королев согласился с предыдущим оратором в том, что кризис телевидения есть, но только в плане новостного, журналистского контента.

«Однако в этом плане телевидение и не конкурирует с Youtube. Главный конкурент ТВ в новостном контенте — это Интернет вообще как канал коммуникации. А Youtube — преимущественно развлекательный канал коммуникации. И тут у телевидения намного больше возможностей, чтобы удерживать свою аудиторию», — убежден он. По мнению Романа Королева, Youtube — не средство для новостного контента, он заточен под более долгосрочные проекты, которые будут пересматривать — сериалы, расследования и т.д.

Дамир Давлетшин же выразил мнение, что никакого телевизионного кризиса не существует. И модель смотрения очень проста: если контент интересный — его будут смотреть по любому каналу коммуникации, а если неинтересный — то ничего не поможет.

В ходе встречи Антон Райхштат признался, что не хочет возвращаться на нынешнее телевидение. И технологический прогресс, благодаря которому журналист с мобильного телефона может выходить в прямой эфир из любой точки мира, предоставляет широкие возможности.

«Сейчас я бы не хотел работать на телевидении. Раньше, работая на «Эфире», я ощущал себя на переднем крае авангарда новостной журналистки. А сейчас я ощущаю, что Интернет и телефон дают мне больше возможностей. Если с того же места ЧП я уже успеваю отправить в редакцию текст, фото и видео, то съемочные бригады телеканалов еще только едут в редакцию», — отметил он.

Под занавес дискуссии модератор предложил публике и спикерам высказаться, каким они видят идеальное телевидение. По мнению Антона Райхштата, главный тормоз ТВ — это цензура.

«Если цензуры не будет, то все остальное с телевидением будет прекрасно. Это главное, что отвращает людей от телевидения и медиа вообще. Если бы это было честно, объективно, беспристрастно, то народ вернулся бы на ТВ и начал смотреть», — считает он.

Как отметил Роман Королев, если раньше телевидение было окном в мир, то после появления Интернета форточек стало очень много.

«Информации стало настолько много, что большинство людей не хотят уже никакую получать. Поэтому многие не пользуются телевизором, — сказал он. — Идеальное телевидение, плюс к тому, что сказал Антон, — это еще и отсутствие больших каналов, рассчитанных на всех. Каналы должны быть целевыми, нишевыми — по возрасту, по пристрастиям. Когда я включаю канал, то должен знать, что получу нужный мне контент. Когда вы пытаетесь угодить всем — не угодите никому».

Дамир Давлетшин же убежден, что для идеального ТВ важны кадры, уникальный контент и интересные личности, которые создают телевизионный продукт.

Автор: Кристина Иванова, фото Инна Басырова