29 ноября 2017
Секреты ментальной арифметики раскрыла эксперт Елабужского института КФУ

Секреты ментальной арифметики раскрыла эксперт Елабужского института КФУ

Четыре группы обучения ментальной арифметике для детей, и еще несколько – для взрослых, открытых при вузе, набирают все большую популярность.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и прикладной информатики Айгуль Ганеева в этом году стала руководителем курсов по ментальной арифметике для детей от 6 до 9 лет, а также воспитателей, педагогов, психологов. Айгуль Рифовна рассказала, как обычные дети могут научиться считать быстрее, чем калькуляторы, и почему взрослым магия абакуса уже недоступна.

- Суть ментальной арифметики кроется в том, что она включает в работу оба полушария мозга. Мы привыкли, что в работе доминирует правая рука, при этом развивается левое полушарие, отвечающее за память, логику, письмо, речь. Но если мы постоянно будем задействовать левую руку, начнется активация правового полушария – включаются творчество, воображение, музыкальный слух, ненаправленная память. Нередко мы делим людей на физиков и лириков, по доминированию расчётливости или креативности, задача же ментальной арифметики – в создании гармонично развитой личности.

К сожалению, формирование этой асимметрии завершается к 12-14 годам, и радикально повлиять на мозг взрослого не удастся. Головы взрослых переполнены информацией: работа, семья, телевидение, интернет, ЖКХ, налоги… Мы делаем одно, говорим другое, при этом успеваем подумать о третьем. Ребенок живет сегодняшним днем, приходя на занятие, он посвящает время именно ментальной арифметике, полностью погружается в работу, старательно выполняет все задания учителя, – поясняет Айгуль Ганеева

- В чем же волшебство главного инструмента занятий – абакуса?

- Абакус или соробан – аналог русских счетов, но он намного древнее, и основан на пятеричной системе счисления. На первых занятиях ребята учатся считать только на абакусе, перебирая пальцами его косточки на спицах, а уже затем переходят к ментальному счету – представляют абакус в уме и двигают воображаемые косточки. Эта методика, появившаяся в Китае более 5 тысяч лет назад, сейчас покоряет разные страны мира. В Японии ментальная математика стала обязательным предметом школьной программы. Дело в том, что она способствует не только умению быстро считать в уме, но и развивает умственные способности, творческий потенциал ребенка.

Стоит сказать, что вся работа на наших занятиях построена так, чтобы задействовать обе руки – мы рисуем одновременно и правой, и левой, играем в мячики, в качестве физкультминуток используем настольные игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Это необходимо, чтобы дети научились считать ментально, используя пальцы обеих рук.

- Что говорят после трех занятий ваши воспитанники?

- Они в восторге! Ребятам нравится, что у нас нет «муштры», принуждения, учение проходит с увлечением, результаты заметны уже с первых уроков. Кроме того, для детей это не только интересные занятия и полезные знания, но и общение в другом социуме, новые знакомства. Даже домашние задания делают с удовольствием, ежедневно ждут, когда же я пришлю им аудио-диктанты на три вида счета: на соробане, по памяти и ментальный, заполняют рабочие тетради. Занятия проходят один раз в неделю по субботам. Тех, кто не решил все, что требовалось в течение недели, не ругаю. Но ребятам и родителям напоминаю: чтобы добиться результата, нужно заниматься ежедневно не менее 15 мин, это продолжительный и кропотливый труд – труд ребенка, учителя, родителей.

- Какова «взрослая» аудитория курсов? Если ментальный счет им уже недоступен, что привлекает?

- Методику раскрытия потенциала ребенка желают освоить родители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя. Большой интерес проявляют студенты, которым хочется овладеть нетрадиционной формой счета самим и научиться преподавать ее детям, поэтому, они с радостью помогают в проведении занятий по ментальной арифметике. Одна из студенток решила посвятить этой теме выпускную квалификационную работу, основываясь на практическом опыте курсов. Наши студенты-заочники планируют открыть кружки, школы ментальной арифметики в своих родных городах – Чистополе, Менделеевске.

Совсем иначе воспринимает методику аудитория психологов – они даже лучше, чем математики видят, как влияет то или иное упражнение на развитие конкретного направления. К слову, такой вопрос мне задают довольно часто: «Если я не математик, а гуманитарий, смогу ли я освоить ментальную арифметику?». Ответ, конечно же, положительный.

- Каковы перспективы проекта для детей и вуза?

- Мы рассчитываем, что в течение двух лет обучения дети смогут производить вычисления с многозначными числами ментально. За этот период группы детей 6-7 лет должны успеть пройти и заполнить пять рабочих тетрадей, у групп 8-9 лет – четыре таких тетрадки. Заметила, что особенно ментальная арифметика хороша для детей дошкольного возраста, у которых устный счет не сформирован таким образом, как его дают в школе. Поэтому можно начинать курс обучения уже с 4-х лет, тогда ребенок будет лучше готов к школе, а считать сумеет в совершенстве. Возможно, в перспективе попробую работать и с этой аудиторией.

Тема ментальной арифметики сейчас на пике популярности, думаю, практическая реализация этой методики даст немало материала для научных статей, обучающих семинаров, профессионального общения и роста.

Надежда Хамидуллина, пресс-служба Елабужского института КФУ