10 октября 2017
The city I live in! The city I am proud of! (Город, в котором я живу! Город, которым я горжусь!)

4 октября преподаватель кафедры иностранных языков для социально-гуманитарного направления ИМОИиВ Казанского федерального университета (КФУ) д.п.н., доцент Айнутдинова Ирина Наильевна провела открытое занятие для студентов КФУ на тему: «Город, в котором я живу! Город, которым я горжуcь!» (The city I live in! The city I am proud of!). Занятие проводилось для студентов 2-го курса юридического факультета КФУ, изучающих английский язык, в рамках проекта гражданско-политического воспитания студентов при их активном содействии и участии.

Сегодня, когда экономические, социальные, политические явления и процессы, опосредованные глобальными конфликтами и противоречиями, влекут за собой  не только положительные, но и негативные последствия для государств и народов мира, становится очевидным, что реализация содержания программ подготовки будущих специалистов, невозможна без учета воспитательного компонента. По мнению политологов и социологов, одним из негативных факторов глобализации, является угроза утраты культурной и национальной идентичности, размывание в массовом сознании высокой патриотической идеи и нравственной культуры, нивелирование чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Закономерно, что социальный заказ государства и общества ориентирует сегодня высшую школу не только на профессиональную, но и общекультурную подготовку будущего специалиста, на формирование человека и гражданина, интегрированного в национальную и мировую политику и культуру. Нравственно-патриотическое воспитание студентов, по нащему мнению, является неотъемлимой частью данного направления работы. Опыт показывает, что отрыв от исторических корней, утрата ценностей традиционного характера, мифологизация и подмена исторических фактов и событий формируют культурный вакуум, который с развитием средств массовой коммуникации легко может быть заполнен стереотипами, не имеющими связи с действительностью. Поэтому важно знакомить студентов с историей, культурой их города и страны, возрождать в них национальную гордость на основании равнения на славу предков и памяти о принадлежности к великой стране. Открытое мероприятие, направленное на гражданско-патриотическое воспитание, не должно при этом превращаться в некое скучное занятие-пропаганду или занятие-убеждение, во время которого преподаватель всем своим видом, действиями, тоном и поведением демонстрирует назидательность по отношению к своим студентам. Проведение мероприятия будет успешным и результативным только в случае равнопартнерского взаимодействия преподавателя и студентов на всех этапах организации и  подготовки такого занятия. При этом следует учитывать предпочтения, умения и навыки каждого участника. Например, координация при подготовке мероприятия – потребует лидерские качества и навыки работы в команде; отбор материала – хорошее владение английским языком и знание истории и культуры города; подбор вопросов для викторины – креативности и любознательности; выступление на публике – ораторского мастерства; создание и демонстрация мультмедийной презентации – навыков владения компьютером и умения работать с программой Power Point и др.

На этапе подготовки к семинару совместно был продуман план занятия, подготовлен список вопросов по теме, разработан и написан сценарий проведения мероприятия. Более того, спорные вопросы по теме занятия, правовые и терминологические особенности представления информации регулярно обсуждались преподавателем в сетевом взаимодействии со студентами, в результате чего студенты были хорошо подготовлены для проведения тематического занятия. На большом экране гостям сразу был представлен план занятия, который включал 5 основных блоков: История Казани (Legends of Kazan); Интересные факты (Interesting facts); За что я люблю Казань (Benefits of living here); викторина (How well do you know Kazan?); будущее моего города (Future of our city).

Занятие прошло, на наш взгляд, интересно и творчески, при этом студенты-участники показали глубокие знания географии, истории, культуры и архитектуры Казани, продемонстрировали хорошее владение английским языком и смогли увлечь гостей своей энергией и энтузиазмом. В результате, каждый желающий смог высказать свое мнение о Казани, задать вопросы для уточнения спорных фактов, принять участие в викторине на знание истории и современной жизни города. По мнению самих студентов, участие в таких мероприятиях способствует развитию у них языковых и коммуникативных навыков, помогает раскрыть их творческий потенциал, а главное, способствует формированию их зрелой политической и гражданской позиции.     

Источник информации: Ирина Айнутдинова