19 ноября 2017
Рефлексия революции: 70 дней, 70 лет или всегда?

Завершающий день международной научно-практической конференции «V Садыковские чтения. Революция и традиция»  был символически разделен на две части.

Первая часть проходила в формате круглого стола, на котором обсуждалась проблема взаимоотношения революции и традиций в современном мире. Ведущая секции профессор кафедры социальной философии КФУ Наталья Анатольевна Терещенко начала разговор с утверждения, что сегодня история – самое жаркое поле битв. И не только в России. Сдвиги в политической жизни Европы приводят к тому, что вопросы истории становятся более чем актуальными, причем спекулятивно актуальными. Претензии на абсолютную истину в оценке исторических событий на деле превращают историю в мифологию, а это форма кражи истории у того или иного феномена.

Крушение больших нарративов, которые были формой диагностики и легитимации глобальных проектов больших длительностей, коими были и эллинский проект, и христианский проект, привело к тому, что выросло огромное количество нарративов малого порядка, все тех же мифологических форм легитимации собственной жизни. Но парадокс в том, что они сразу стали выстраиваться по принципу больших нарративов.

Тема наших разговоров – революция. Мы на днях говорили с Михаилом Леонидовичем Тузовым. Он сказал, что полноценная рефлексия революции невозможна в силу ее, революции, масштабности. Любая рефлексия будет меньше того, что есть даймон революции. И никакая суммарность рефлексий не спасет. Но и не рефлектировать по поводу революции мы не можем. И тогда опять масштаб истории – масштаб личности. Готов ли ты вместить в себя то, что много превосходит тебя, или лучше ограничиться малым, ограничить свою историю своей биографией? Это вопрос не только жизненной установки, но и исследовательской позиции.

Участники круглого стола обратили внимание, что осмысление революций часто движется по условной схеме, которая сводится к описанию ее механики. Профессор кафедры социальной философии КФУ Герман Владимирович Мелихов сказал: то, что мы называем революцией, есть выражение чего-то другого, что революцию необходимо понимать метафизически, а не политически. Профессор факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Алексей Николаевич Фатенков акцентировал внимание на смыслах революции и высказал идею о том, что есть смыслы гораздо более важные, например, любовь: влюбленным не важно, какой строй за окном, им просто необходимо быть друг с другом. Профессор кафедры социальной философии Татьяна Михайловна Шатунова спровоцировала дискуссию своим тезисом о том, что иллюзии в истории оказываются закономерностью, и под знаком иллюзий человечеству удается сделать гораздо больше, чем под знаком объективной истины.

Участники дискуссии отметили наиболее актуальные вопросы, касающиеся понимания революции. Заведующая кафедрой философии Самарской гуманитарной академии Марина Александровна Корецкая в качестве главного вопроса о революции назвала проблему идентичности, когда, понимая революцию как травму, мы собираем себя, задаем вопросы о том, кто мы в истории, и выстраиваем собственное отношение к историческим событиям. Доцент кафедры философии и истории науки Казанского национального исследовательского технологического университета Гульнара Эдуардовна Шалагина подчеркнула, что главный вопрос – в какие исторические реалии мы готовы встроить себя, как мы пытаемся укорениться в бытии.

Вторая часть дня была посвящена поиску и достраиванию смыслов на новаторской экскурсии "Казань философская", которую провела для участников конференции выпускница отделения философии КФУ, а ныне кандидат исторических наук, ассистент кафедры истории и философии Казанского государственного архитектурно-строительного университета Ирина Александровна Гузельбаева. Участники конференции посетили перекрестки и улицы города, на которых жили или бывали выдающиеся ученые, писатели, поэты, мыслители прошлого и настоящего времени, создававшие философские идеи в неповторимой духовной атмосфере Казани. Было интересно узнать, какую роль в их судьбах играл наш город, и какое значение для его истории имело творчество этих замечательных людей.

 

Источник информации: Полина Котляр.