16 ноября 2017
 Во Франции подискутировали на тему учебной аналитики

В середине ноября профессор Высшей школы экономики и права, руководитель научно-исследовательской лаборатории "Инновации и технологии в образовании и коммуникации" (НИЛ ИТОК) Джамиля Мустафина выступила в качестве пленарного докладчика (Keynote speaker) на международной конференции AWICT, 2017, организованной в университете Central Superlec в Париже. На данный момент конференция во Франции продолжается.

Профессор Мустафина представила часовой пленарный доклад Learning Analytics: Shaping the Future of Education – «Учебная аналитика: перспективы в образовании будущего». Доклад вызвал интерес, живое обсуждение (30-минутная сессия вопросов-ответов).

Учебная аналитика, инновационное направление мирового уровня, как дисциплина сформировалась в 2011 году и находится на стадии формирования стандартов, кодексов и стратегий. Согласно основному определению - "Учебная аналитика" - это измерение, сбор, анализ и представление данных об обучающихся, условиях и контекстах процесса обучения для понимания и повышения эффективности обучения и условий в которых оно реализуется. Учебная аналитика - инновационное экстра-междисциплинарное направление, относящееся новому циклу наук - гуманитарные цифровые науки. Лидеры применения учебной аналитики в системе высшего образования, в развитии научных и технологических разработок в данной сфере в мире - Великобритания, Австралия и США.

Применение учебной аналитики как инструмента анализа данных направлено на прогноз, своевременное вмешательство и помощь студентам, обеспечение результатами учебной аналитики обучающего персонала и менеджмента университетов для принятия решений на основе результатов анализа данных, персонализацию обучения и визуализацию результатов анализа данных, что в комплексе имеет целью - повышение эффективности образования, в особенности в рамках запросов Индустрии 4.0 (кибер-физические системы, интернет вещей и т.д). Учебная аналитика является инструментом Образования 4.0 - образования, производящего инновации.

Дисциплина является синтезом таких направлений, как статистика, анализ данных социальных сетей, машинное обучение, человеко-компьютерное взаимодействие (новая дисциплина), машинная обработка текста, когнитивная психология и педагогика, социология. В будущем прогнозируется масштабный анализ больших данных в образовании на базе открытых платформ по учебной аналитике, которые станут стандартом повышения эффективности обучения в университете и будут неотъемлемой частью оценки эффективности университета со стороны промышленности, как потенциального работодателя. Интерес к учебной аналитике со стороны НИЛ ИТОК стал логичным продолжением научной работы участников НИЛ в сфере вовлечения технологий в образование, которая началась с научных изысканий стажёров лаборатории в сфере игрофикации (аспирант Петров Е. В.), автоматизации социолингвистического анализа (докторанты Славина Л.Р., Маклакова Е. М.). По итогам стажировки асс. Петрова Е. В. и доц. Маклаковой Е. М. на базе инженерного факультета в Ливерпульском университете им. Дж. Морса началась работа по созданию прототипа образовательной игры (Петров Е. В.) и адаптации модели диагностики организаций Viable Systems Model для оценки перспектив развития языков (Маклакова Е. М., Славина Л. Р.). Направления "Учебная аналитика" и "Игрофикация" планируется развивать совместно с кафедрой информационных систем, в сотрудничестве с которой на сегодня разработана и подана заявка РНФ по учебной аналитике (зав. кафедрой, доц. Валеев Р. А., доц. Галиуллин Л. А.).

Источник информации: Кафедра иностранных языков НЧИ КФУ