14 ноября 2017
"Неугасающий свет": молодые ученые о творческом наследии Дмитрия Стахеева

Продолжаем серию публикаций, посвященных VIII Международным Стахеевским чтениям.

Одна из пяти секций VIII Чтений посвящена филологическим аспектам исследования российской провинции (проблематика, образы, язык и стили писателей) и её изображению в отечественной литературе. Постоянный участник секции, около 20 лет изучающий творчество Дмитрия Ивановича Стахеева, доцент кафедры русского языка и литературы Галина Божкова рассказывает о студенческих исследованиях произведений писателя.

Якорь Нужно признать, что мы находимся ещё очень далеко от подлинного Дмитрия Стахеева. Невозможно понять творческую личность из биографических заметок, необходимо вступить в диалог с его литературным наследием, тогда раскрывается внутренняя сущность писателя, становится более близкой и понятной.

В прошлом году мы исследовали цикл произведений, объединённых темой искусства. В журнале «Филологические науки» (Тамбов) была опубликована статья «Виды экфрасиса в повестях об искусстве Д.И. Стахеева». В автобиографических повестях «Из рассказов художника», «У храма искусств», романе «Неугасающий свет» писатель демонстрирует симпатию к пространственному виду искусства – живописи, размышляет о разнообразных техниках, жанрах и стилях. С помощью экфрасиса описывается не только творческая личность, но и мир, который он видит. В этих произведениях читатель может узнать образ друга Дмитрия Стахеева – Ивана Шишкина.

Многие герои Д.И. Стахеева – личности одарённые. Их изучением на протяжении пяти лет занималась студентка Елабужского института КФУ Елена Матвеева. Тема её дипломного исследования посвящена изучению одарённых героев на факультативных занятиях как развития феномена подростковой одарённости в теоретико-педагогическом осмыслении. Основные положения и выводы выпускной работы нашли отражение в статьях об образах одарённой личности в повести «Пустынножитель», общей одарённости в поэме «Ныне отпущаеши», видах одарённых героев в произведениях «Пустынножитель», «У храма искусств». Научно-исследовательская деятельность была высоко оценена: Елена Матвеева стала победителем конкурсов на соискание стипендии Академии наук РТ и РФ в 2016 году. Сейчас она учится в магистратуре Санкт-Петербургского государственного университета.

«К исследованию творчества Д.И. Стахеева мы с руководителем пришли не сразу, - рассказывает Елена. - На первом курсе занимались разработкой проблемы литературной одарённости, анализируя романы Ф.М. Достоевского, рассказы Н.С. Лескова. Дальнейшие поиски материала привели нас к произведениям Д.И. Стахеева, который с удивительной психологической точностью нарисовал галерею образов одарённых героев. Чем больше мы углублялись в изучение его творчества, тем интереснее становилось работать. Увлекает стремление автора создать нетипичный для литературы 19 века образ купца, справедливого и сильного духом, способного пожертвовать собой ради других (Панфил Кузьмич Тарасов в поэме «Ныне отпущаеши»). В рассказе «Лёгкая промышленность» появляется образ хитрого дельца, не желающего расставаться со своими деньгами, но стремящегося помочь родному городу. Самсон Ильич Богатеев берёт средства у местных купцов, угрожая тем, что он их разорит, таким образом реставрирует мост и церковь в родном провинциальном городке.

Язык произведений Д.И. Стахеева увлекает: во всём чувствуется лёгкость – в построении предложений (нет громоздких синтаксических конструкций), в тонком юморе, в решении героями сложных жизненных проблем. После прочтения рассказов, повестей, поэм не возникает тяжёлых, подавляющих эмоций, потому что они наполнены авторским оптимизмом и жизнелюбием. Зато всегда остаётся приятное послевкусие, стремление разгадать художественные детали, которые подчёркивают качества героев и порой делают их совершенно оригинальными для русской литературы 19 века.


Исследование творчества Дмитрия Ивановича – это стремление сквозь века выразить благодарность елабужскому писателю, попытка восстановить историческую несправедливость и доказать, что произведения Стахеева имеют огромную ценность не только для культуры Елабуги, но и для культуры всей России».


Особый интерес проявляют студенты к теме студенчества в прозе Стахеева. Известно, что Дмитрий Иванович получил педагогическое образование и работал учителем русского языка и словесности в Петербуржской Литейной женской гимназии, о чём повествует в романе «Студенты».

Магистр Елабужского института КФУ Оксана Якунченко в 2016 году начала заниматься выявлением, описанием и сопоставлением особенностей реализации триединой концепции идентификации личности героя-студента в романе Стахеева «Студенты». В 2017 году эту тему продолжает студентка 3-го курса факультета филологии и истории Эльмира Шарафутдинова.

Свою тему Оксана выбрала в рамках научно-исследовательской работы в области литературы: «Научный руководитель предложила обратиться к творчеству малоизученного романа Дмитрия Стахеева «Студенты», и я согласилась, поскольку заинтересовалась личностью писателя, а также его произведением. Особый интерес представляла личность студента той эпохи, его духовная жизнь, образ мыслей, а также его этнокультурная идентификация. В процессе работы над темой мы столкнулись с проблемой малоизученности творчества Д.И. Стахеева. Огромное количество времени уходило на поиск подходящей и актуальной информации в рамках исследования, но оно того стоило. В результате кропотливого труда нами была предпринята попытка комплексного изучения способов и причин этнокультурной идентификации героев-студентов Д.И. Стахеева. Кроме того, усиливает интерес к работе и ее актуальность среди студентов нынешнего поколения, хотя бы потому, что в романе решается проблема определённости человека в мире, прослеживается, как с течением времени происходит явная переоценка себя и своего отношения к получению образования».

На наш взгляд, творчество елабужского писателя могло бы быть интересным для школьников 8-11 классов и войти в перечень детского чтения, поскольку в своих произведениях Д.И. Стахеев размышляет о проблеме выбора жизненного пути, о разрушающем влиянии на отношения полов женской эмансипации, о роли веры в жизни человека, о взаимоотношениях поколений. Интересны могли бы быть и совместные проекты по творчеству Дмитрия Ивановича студентов и обучающихся школ, а участие старшеклассников в Стахеевских чтениях позволило бы школьникам познакомиться с потомками рода Стахеевых, приобщиться к научно-исследовательской деятельности.

Источник информации: газета Елабужского института КФУ «UNIвести»