27 февраля на базе Департамента развития образовательных ресурсов была организована стажировка по направлению «Формирование единой информационно - образовательной среды на уровне образовательного учреждения, региона и муниципального образования». Предварительно слушатели прошли конкурсный отбор для обучения на курсах по этой дополнительной образовательной программе в рамках мероприятия «Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования». Были определены примерные вопросы стажировки: организация системы дистанционного обучения, организация в образовательном учреждении работы с электронными образовательными ресурсами (ЭОР), дистанционное обучение, системы дистанционного обучения в школе, дистанционное обучение в Республики Татарстан (проект "Телешкола" как основа работы в республики с детьми с ограниченными возможностями здоровья и удаленными школами), ЭОР: разработка и применение. В течение всего пребывания в Департаменте развития образовательных ресурсов слушатели не только обсудили теоретические аспекты заявленных вопросов стажировки, но и повысили свои практические компетенции.
Информатизация образования уже широко шагает по общему образованию, но всё-таки очень многое зависит от отношения его руководителей к возникающим проблемам при использовании, например, дистанционных технологий в обучении. Система дистанционного образования сегодня есть не только на уровне всей России, но и в каждом регионе нашей большой страны. Как выяснилось в ходе обсуждения, модератором которого была Г.В. Ившина (директор Департамента развития образовательных ресурсов, профессор кафедры информационных систем Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ), проблемы применения дистанционных технологий в обучении похожи у всех: нормативно-правовая база, материально-техническое обеспечение, учебно-методическое сопровождение, кадры и финансирование…
Большое количество информационных образовательных ресурсов интернета, к сожалению, часто не только не может обеспечить должное качество, но и просто является недоступным в силу технических причин. Вопросы кадрового обеспечения применения дистанционных технологий в обучении школьников сегодня решается через специальные программы повышения квалификации. И здесь современные технологии (онлайн мультимедиа технологии) открывают поле для обмена опытом и, конечно же, образовательными ресурсами. О возможностях интерактивной доски, требованиях к преподавателю и ученику, открытых образовательных ресурсах и их создании, системе дистанционного обучения в школе и многих других вопросах шел разговор на круглом столе, где каждый не только высказал своё мнение, но и узнал о достижениях своих коллег и Казанского федерального университета (http://www.kfu-elearning.ru/).
О.А. Кашина, руководитель Центра дистанционного обучения Департамента развития образовательных ресурсов КФУ, доцент кафедры анализа данных и исследования операций Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ рассказала об этапах формирования системы дистанционного обучения в КФУ, остановившись подробно на опыте применении электронных средств обучения на кафедре. Она сделала обзор технологий, используемых для создания электронных образовательных ресурсов, продемонстрировала обучающие системы на сайте кафедры (http://kek.ksu.ru), рассказала о возможностях и особенностях их использования в учебном процессе, провела SWOT-анализ этой сферы образовательной деятельности кафедры.
В.Н. Устюгова, начальник отдела организации дистанционного обучения Центра дистанционного обучения Департамента развития образовательных ресурсов КФУ, ст. преп. кафедры системного анализа и информационных технологий Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ рассказала об опыте КФУ по внедрению систем управления обучением (СУО) в учебный процесс. Она отметила, что внедрение СУО включает два этапа: подготовку к процессу обучения и собственно учебный процесс. На этапе подготовки к процессу обучения преподаватель должен научиться структурировать учебный материал, овладеть навыками разработки педагогического сценария для дистанционной формы обучения и должен познакомиться с возможностями СУО (такой, например, как MOODLE). Далее следует подготовить учебный курс в СУО (MOODLE). На этапе процесса обучения преподаватель должен уметь осуществлять учебный процесс в дистанционной форме, а также проводить мониторинг деятельности учащихся в пределах дистанционного курса (проверять задания и оценивать их, отслеживать процесс выполнения тестов, общаться с обучаемыми в форумах и чатах и т.д.). Участникам семинара были продемонстрированы образцы дистанционных курсов, даны рекомендации по разработке дистанционных курсов на базе учебно-методических комплексов и представлен регламент разработки дистанционных курсов в КФУ.
Р.А. Валитов, заместитель директора Департамента развития образовательных ресурсов, познакомил участников семинара с различными вариантами возможного сетевого взаимодействия между преподавателем и обучаемыми: системами вебинаров и видеосвязи – вариантов онлайн-мероприятий, позволяющих проводить встречи, занятия или презентации через Интернет в режиме реального времени. На примере сервиса iMind была продемонстрирована возможность организации подобных мероприятий и их функциональные возможности, такие как виртуальная доска, работа с документами, управление ролями участников, чат, видео и голосовая связь, проведение голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. Участники семинара смогли лично на примере сервиса vAcademia опробовать виртуальные 3D миры – технологию компьютерно-моделированной многопользовательской среды, где пользователи приобретают формы и свойства аватара — своего графического (видимого другим пользователям виртуального мира) представления. Виртуальные миры могут быть использованы для проведения вебинаров, онлайн-занятий, онлайн-конференций и других онлайн-мероприятий в режиме реального времени. Функция записи позволяет многократно использовать проведенное занятие.
Все выступления были заслушаны с большим вниманием. Участники семинара активно включились в обсуждение рассмотренных тем, с большим интересом знакомились с новыми технологиями и осваивали новые интерактивные методы обучения. По окончании семинара слушатели выразили готовность применять полученные знания и навыки в своей преподавательской практике.