09 ноября 2017
В КФУ дан старт VII Международному форуму "Ислам в мультикультурном мире"

Первый день форума собрал в КФУ ведущих зарубежных и отечественных специалистов в области исследований проблем взаимодействия государства и религиозных организаций в странах Ближнего Востока и проблем дерадикализации молодежи на постсоветском пространстве.

Надо сказать, в разрезе первой заявленной тематики особый акцент был сделан на рассмотрении современной ситуации во взаимодействии государственных властей и религиозных структур в таких странах, как Тунис и Иран. Свое видение существующих проблем и путей к их решению представили эксперты мирового уровня, занимающиеся данной проблематикой – президент Туниской академии искусств и литературы Абдельмаджид Шарфии ведущий научный сотрудник Международного Института общественной истории при Королевской Академии Наук Нидерландов, Президент Международной ассоциации иранистов Турадж Атабаки. Стоит пояснить, что акцент на изучении опыта Туниса был сделан отнюдь неспроста – как известно, в 2015 году Квартету национального диалога Туниса была присуждена Нобелевская премия мира, и в свете активных действий, предпринимаемых в области дерадикализации общественных масс по всему миру, изучить столь успешный и, пожалуй, уникальный в этой области опыт стабилизации ситуации в отдельно взятом государстве отнюдь не является лишним.

В целом же в рамках конференции «Религия и государство на Ближнем Востоке: проблемы взаимодействия» были представлены и рассуждения, отвлеченные от решения насущных проблем, но от этого не менее важные. Так, Абдельмаджид Шарфи, говоря о том, как должен выстраиваться этот процесс взаимодействия, представил взгляд истинного арабского философа, указав на то, что изначально государства Ближнего Востока носят светский характер. Однако слабость государственных систем в этих странах позволяет манипулировать общественным строем различным исламистским игрокам.

В свою очередь, Турадж Атабаки представил европейский взгляд на те же вопросы. В частности, он затронул тему актуализации религиозной идентичности в условиях проживания в диаспоре – мусульмане, переезжающие из родных стран в государства Европы более трепетно относятся к исполнению своих религиозных обязанностей и уделяют им значительно больше внимания, что, в конечном счете, сказывается на ситуации вокруг исходных стран.

Российский взгляд на ситуацию на Ближнем Востоке в таком ключе представил заведующий Центром арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов. В своем докладе он обозначил, что описанное выше явление свойственно как западу, так и востоку, другой вопрос, что оно принимает разные формы в силу специфики конкретных общественно-политических условий и культуры.

Не менее интересным стал для участников конференции доклад аспиранта Университета Парижа Дидро Ваэля Гарнави, являющегося психоаналитиком по образованию и проводящего психоанализ именно в среде радикально настроенных людей. На основе результатов своих исследований, он отметил, что иммиграцию в
ИГИЛ можно сравнить с иммиграцией в Европу. По своей сути, это две формы «рая», две формы некой несбывшейся мечты, к которой стремятся молодые люди, пытаясь вырваться из реальности. Фактически человек оказывается перед выбором дальнейшего пути, и когда приходится его делать, все зависит отнюдь не только от идеологических побуждений, но и от бытовых причин. К примеру, не удается получить визу в европейские страны – добро пожаловать в ИГИЛ.

К слову, в своем выступлении старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Константин Труевцев отметил, что разгром ИГИЛ, к которому близится дело, не будет означать разгрома радикальных исламистских движений – на повестке дня вновь Аль-Каида, демонстрирующая свои возможности.

Рассматривалась сегодня и современная ситуация в Турции. По словам ведущего отечественного специалиста в этой области, доцента кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова Павла Шлыкова, сейчас в Турции происходит усиление влияния различных религиозных течений на общество. Это прослеживается как на уровне внешней политики, так и на уровне внутренней.

Что же касается конференции «Проблемы дерадикализации молодежи на постсоветском пространстве», участникам форума было присутствовать на ней не менее интересно. Так, представитель Кыргызстана, профессор Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики Бактыкан Торогельдиева обозначила, что в республике сегодня на повестке дня стоит проблема распространения Хизб ут-Тахрир (прим.авт. – организация запрещена в России).

А в Грузии, согласно выступлению преподавателя департамента философии Батумского государственного университета им. Шота Руставели Абесалома Асланидзе, пока не хватает профильного мусульманского высшего учебного заведения для качественной подготовки кадров, что влечет за собой слабую подготовленность сотрудников того же духовного управления мусульман. При этом, надо сказать, докладчику был задан вопрос относительно современной ситуации в нестабильном грузинском регионе, считающемся приютом для радикалов всех мастей – Панкисского ущелья. Асланидзе обозначил, что последняя ситуация дестабилизации была зафиксирована здесь в 2006 году, с тех пор в этой местности все спокойно.

В Азербайджане же традиционно нестабильным является центр шиитского ислама в Наардане, отметила профессор Института востоковедения им. М.З.Буниятова Национальной Академии Наук Азербайджана Солмаз Рустамова-Тогиди. Когда исламисты в очередной раз пытаются взять власть в свои руки в селении, государственные власти реагируют немедленно и жестко, чтобы не допустить даже возможности возникновения гражданской войны.

Рассматривали сегодня религию и как рынок идей. Такой оригинальный подход к решению проблемы предложила руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политикиим. Е.Т. Гайдара Ирина Стародубровская. По ее мнению, для борьбы с ИГИЛ все средства хороши, и в этом случае можно задуматься даже о привлечении к процессу дерадикализации членов Хизб ут-Тахрир как представителей менее радикально настроанной организации. Однако с ней категорически не согласился директор центра исламоведческих исследований Академии наук РТ Ринат Патеев, подчеркнувший, что в случае обострения ситуации Хизб ут-тахрир также могут взять оружие в руки.

Нельзя было обойти стороной и тему распространения радикальных настроений в Крыму – из Симферополя на форум прибыло два докладчика. Так, декан филологического факультета Крымского инженерно-педагогического университета Алиме Апселямова обозначила, что, поскольку в Крыму сейчас происходит консолидация крымских татар, они начали защищать местных членов Хизб ут-Тахрир как своих. В свою очередь, директор Крымскогонаучного центра исламоведения Айдер Булатов, обозначил, что это отнюдь не хорошая тенденция, и с представителями этой организации необходиом жестко бороться.

Большое внимание сегодня было уделено также тематике адаптации заключенных и вышедших из тюрьмы, что способствовало бы предотвращению их становления на путь рецидива. Кроме того, сотрудники центра исламоведческих исследований Академии наук РТ подчеркнули, что молодежи кажутся привлекательными радикальные движения благодаря качественной работе членов такого рода организаций с представителями нового поколения в социальных сетях. Предупредительная работа в этой области обязательна.

Каждый докладчик, безусловно, представлял свое видение дальнейшего развития событий и свои предложения по стабилизации ситуации в самых разных регионах как России, так и мира. Вполне возможно, что ряд высказанных сегодня идей и рекомендаций в конечном счете будет сочтен заслуживающим внимания государственными властями различных стран и ими будут предприняты соответствующие шаги. А пока интеллектуальный штурм продолжается – форум продолжит свою работу еще на протяжении двух дней. 

Источник информации: Алина Искандерова