24 октября 2017
Через интеграцию исследователей к интегрированному обучению иностранному языку и предмету

19 октября 2017 года в Институте филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого в рамках Международной конференции И.А.Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика состоялся симпозиум «Современные технологии CLIL и CALL».

Знание иностранного языка в настоящее время – это не только атрибут культурного развития специалиста, но и одно из условий его успешной профессиональной деятельности. Разнообразие современных подходов создает возможность выбора наиболее актуальных образовательных технологий, применение которых позволит достичь эффективного результата в овладении иностранным языком и позволит обеспечить обучающегося набором знаний и умений, необходимых для полноценного общения на нем в предметной области и в профессиональной сфере.

Симпозиум «Современные технологии CLIL и CALL» был посвящен применению технологии интегрированного изучения иностранных языков и предметов – Content and Language Integrated Learning (CLIL) и использованию информационных технологий в овладении иностранным языком Computer-Assisted Language Learning (CALL). На симпозиуме обсуждались проблемы теоретического обоснования и практического применения данных технологий в процессе билингвального обучения средствами русского и английского языков в средней и высшей школе, а также формы, методы и приемы двуязычного обучения, стимулирующее развитие когнитивных способностей человека. Таким образом, сама идея симпозиума предполагала стремление к плодотворной интеграции лучших отечественных и зарубежных образовательных технологий.

Организатором симпозиума выступила кафедра образовательных технологий и информационных систем в филологии ИФМК им. Льва Толстого. Интерес к симпозиуму проявили представители вузов, входящих в Ассоциацию «Глобальные университеты», одним из направлений работы которой является создание англоязычной образовательной среды. Участники симпозиума представляли высшие и средние учебные заведения Казани, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Йошкар-Олы, Москвы и США.

Проблемы предметно-языкового интегрированного обучения рассматривались в нескольких измерениях: доклады и выступления были посвящены преподаванию дисциплин на иностранном языке на уровне как среднего, так и высшего образования, а также проблемам интегрированного предметно-языкового обучения в билингвальной русско-татарской среде.

Несомненным украшением и оригинальным моментом симпозиума стала презентация книги “The New Digital Storytelling” американского исследователя Брайана Александра по видеоконференц-связи. Сообщение зарубежного коллеги вызвало живой интерес аудитории и способствовало активному обмену мнениями.

Модераторами симпозиума выступили Халяпина Людмила Петровна, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Салехова Ляйля Леонардовна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой образовательных технологий и информационных систем в филологии Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого. Они создали доброжелательную и неформальную обстановку. Дискуссии и обсуждение выступлений проходили на английском и русском языках, докладчики демонстрировали применение различных Интернет-ресурсов, приложений для смартфонов и ИКТ в двуязычном обучении. В работе симпозиума приняли участие 47 человек, он вызвал большой интерес у студентов, аудитория не смогла вместить всех желающих.

По итогам симпозиума достигнута договоренность о написании коллективной монографии по теории и практике применения CLIL&CALL в российских вузах с исследователями из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Новосибирского государственного университета, Поволжского государственного технологического университета, Национального исследовательского Томского политехнического университета и Казанского федерального университета, а также о ежегодном проведении симпозиума «Современные технологии CLIL и CALL».

Источник информации: Салехова Ляйля Леонардовна, Хакимов Булат Эрнестович