Знаковая для будущих музеологов встреча состоялась 18 октября в конференц-зале центра «Эрмитаж-Казань». Событие было приурочено к открытию выставки «Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга».
Темой лекции стала мысль о том, что музей в широком смысле этого слова является своего рода «историком» диалога культур. По словам директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, музей одновременно является и элементом этого диалога, и полем для его развития. Надо сказать, лектор, обращаясь к аудитории, в контексте общей темы поднимал не только теоретические вопросы и не только вопросы, затрагивающие историю развития диалога культур, но и вопросы злободневные, стоящие сегодня на повестке дня политической и нравственной.
Так, к примеру, он затронул тему событий в Северной Пальмире и в целом сирийской войны и прав культуры в современном мировом пространстве. В частности, Михаил Пиотровский говорил о том, что сегодня во всем мире происходят так называемые войны памяти, когда в угоду современной политической повестке дня, прошлое народов обесценивается, а объекты историко-культурного наследия порой ни во что не ставятся, когда в один миг разрушается то, что бережно сохранялось веками.
В целом же, надо отметить, что встречи со специалистами, без преувеличения, мирового уровня, такими, как Михаил Пиотровский, несомненно, не проходят бесследно для будущих музеологов. Благодаря живому примеру перед глазами, студенты осознают, как многому им еще предстоит научиться и какими навыками необходимо овладеть.
«Для меня стала открытием способность Михаила Пиотровского держать внимание аудитории. Мы часто встречаемся с представителями мира культуры, но, к сожалению, не всем им дан этот дар. Пиотровский же как оратор – поистине гений. Я бы хотела овладеть мастерством ораторского искусства на таком уровне. Его речь была максимально доступной, он использовал в ней простые по построению предложения. Но это ничуть не умаляло степени информативности того, что он говорил, напротив, то, что его повествование было понятным каждому, даже не специалисту, было большим плюсом. Его хотелось слушать, я надеюсь такие встречи ждут нас еще не раз, - поделилась своими впечатлениями студентка 3 курса направления «Музеология» Дарья Балаева. - Было очень познавательно послушать, как он рассказывал о развитии диалога культур через музейную деятельность. Отрадно то, что есть яркие примеры взаимодействия разных народов в этой области не только в истории, но и в современности. К примеру, в 2014 году в Государственный Эрмитаж по личной просьбе Михаила Пиотровского из Британского музея доставили одну из статуй, украшавших античный афинский храм Парфенон, - статуя речного бога Илиссоса. Это было поистине волнующее знаковое событие, ведь статуя покидала Великобританию впервые за два века - с 1816 года, когда скульптуры Парфенона были выкуплены британским государством и выставлены Британским музеем. То, что Британский музей пошел навстречу Государственному Эрмитажу, очень показательно, это отражает то, как даже в трудные политически времена диалог культур все равно продолжается».
Рассказал Михаил Пиотровский студентам и о проводимой работе по открытию выставочных центров Государственного Эрмитажа в разных городах России, а также за рубежом. По мнению Дарьи Балаевой, это шикарная возможность увидеть многие шедевры Государственного Эрмитажа, когда нет возможности отправится в путешествие в Санкт-Петербург, и это очень важно для развития культуры жителей России и популяризации русской культуры за пределами страны.
«Стоит отметить, что это не первая встреча наших студентов с Михаилом Пиотровским, ранее он уже посещал Казань и встречался с молодыми специалистами непосредственно в стенах Казанского университета, - подчеркнула доцент кафедры всемирного культурного наследия Альбина Ахметова. – Такого рода встречи, а также знакомство с такими экспозициями, как представленная сейчас в казанском выставочном центре «Под прозрачным льдом глазури», позволяют еще только вступающим на свой профессиональный путь музеологам приобщиться к высокой культуре, разобраться в том, как устроена музейная деятельность в центрах мирового уровня».
К слову, с этого года в числе баз практик для студентов-музеологов Казанского федерального университета значится и Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», а, значит, и казанский выставочный центр Эрмитажа стал ближе и доступнее для будущих специалистов в области музейной деятельности. Вполне возможно уже следующим летом некоторые из учащихся смогут пройти практику в филиале музея, являющегося культурным центром международного уровня.