04 октября 2017
Китайский по-петербургски: преподаватели СПбГУ провели методический семинар для сотрудников ИМОИиВ КФУ

Обсуждение методических основ преподавания и выявление наиболее эффективных способов преподнесения студентам информации в области изучения китайского языка в тандеме с коллегами из Санкт-Петербургского государственного университета планируется сделать регулярным.

На сегодняшний день преподавательский состав кафедры алтаистики и китаеведения КФУ является достаточно молодым. Поэтому возможность перенять опыт у старших коллег, безусловно, приветствуется. Тем более, если речь идет о таких метрах в области преподавания китайского языка, как сотрудников кафедры китайской словесности Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

В этот раз акцент в общении казанских и петербургских коллег был сделан на нюансах преподнесения студентам знаний из области иероглифики и фонетики – тех направлений лингвистики, с которых во всем мире начинается изучение языка Поднебесной.


«Важной для нас деталью стало то, что наши коллеги в процессе преподавания фонетики применяют индивидуальный подход к каждому студенту в группе – ищут способ настроить верно его речевой аппарат через разные пути восприятия, подбирая наиболее подходящий, в зависимости от того, является ли учащийся визуалом, аудиалом или кинестетиком, - отметила старший преподаватель кафедры алтаистики и китаеведения Илина Усманова. – Кроме того, весь процесс преподавания представляет собой параллельно психологическую работу с ребятами, помогающую им раскрепоститься и освободиться от появляющейся вначале скованности и неуверенности в себе. Многое доносится посредством выстраивания специального ассоциативного ряда».


В Казанском университете пока такой подход не применялся, поскольку у преподавателей зачастую не хватало времени на парах даже в самом начале обучения. Причиной тому стало принципиальное различие в подходе к самому процессу преподавания на начальных этапах.


 

«Если в КФУ студентов начинали учить сразу всем аспектам китайского языка в комплексе – параллельно шло изучение звуков, тонов языка и азов иероглифики, то в СПбГУ на первых порах, в течение сентября, студенты изучали только тоны и писали графемы, а не целиком иероглифы, - пояснила заведующая кафедрой алтаистики и китаеведения Альфия Аликберова. – Более мягкое вхождение давало свои результаты, по словам петербургских коллег. В КФУ было принято решение испытать такую методику преподавания».


Среди различий также стоит отметить нюансы преподавания тонов китайского языка. Так, в КФУ они изучались по порядку, как это делают сами носители языка, в СПбГУ же преподавание построено по принципу от простого к сложному – первым изучается четвертый тон, последним – первый.

Еще одной особенностью является использование в СПбГУ в большей степени, нежели в КФУ, перьевых ручек, заправленных тушью, при написании иероглифов. Это позволяет видеть принципиальную разницу в изображениях схожих по начертанию иероглифов. Внесение подобных изменений в качестве, как минимум, эксперимента, было признано целесообразным представителями Казанского университета. Более того, обновленные методики преподавания начали применяться уже в рамках самого семинара. Если в первый день встреча коллег подразумевала только присутствие самих преподавателей, то в последующие два – а семинар был трехдневным – на нем присутствовали уже и студенты.

В перспективе проведение подобных мероприятий планируется сделать регулярным. Так, уже в мае коллеги из Казани и Санкт-Петербурга будут обсуждать нюансы преподавания грамматики и основ переводоведения.

Источник информации: Алина Искандерова