10 августа 2017
Юлия Койнова-Цельнер: "Учитель не должен быть судьей"

Нужны ли отметки в школе? Ответ на этот вопрос искали участники фестиваля на мастер-классе модератора из Германии Юлии Койновой-Цельнер.

Юлия Васильевна уже в третий раз принимает участие в Международном фестивале школьных учителей. Доктор философских наук, научный сотрудник кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока факультета педагогики Дрезденского университета поделилась с коллегами эффективными и, самое главное, универсальными методами работы с обучающимися. Тема занятия - «Новые формы оценивания учебных достижений».

В начале мастер-класса модератор вместе с участниками сформулировала главную цель занятия – постараться понять взаимосвязь оценивания учеников с эффективностью проводимых уроков. По словам Юлии Койновой-Цельнер, первое правило, которое учителя должны запомнить – это необходимость четко разграничивать ситуацию учебную (когда обучающиеся получают знания, совершают ошибки, учатся чему-то новому, но учитель не имеет право оценивать) и ситуацию контрольно-оценочную (когда необходимо оценивать и ставить отметки ученикам за проделанную работу). Это понимание, по мнению модератора, поможет повысить эффективность урока, так как на занятии будет происходить не оценка знаний, а оценка выполнения заданий.

Другое правило, которое должны знать педагоги – это тесная взаимосвязь того, что происходит на уроке, с тем, что каждый из нас видит на улице. Модератор уверена, что в школе формируются те нормы, которые позже проявляются в реальной жизни каждого ученика. Учителя формируют те знания, которые потом проявляются в учениках. Педагоги должны понимать, что все и все в мире друг от друга зависит. Именно поэтому так важно грамотно организовывать работу в классе: учителя должны создавать в классе не конкурентную среду, а крепкую коллективную работу. Ситуации конкуренции и конкурса должны переноситься за пределы урока, потому что, конечно, школой не ограничивается жизнь: «Общение друг с другом – та основа, на которой строятся все остальные компетенции. Именно поэтому мы должны научить детей общаться друг с другом», подчеркнула Юлия Койнова-Цельнер.

Уникальность мастер-класса состоит в том, что модератор не только рассказала об устройстве урока нового типа, продемонстрировав новые формы оценивания учебных достижений, но и смоделировала данный урок с участниками. Сегодня учителя выступали в роли учеников, выполняли интерактивные задания, работали в группах, проходили все фазы урока: индивидуальная форма работы, обмен (взаимообучение – ученики проверяют друг друга, обогащают свой материал новыми знаниями, полученными от товарищей), презентация продуктов оценивания (защита работы, созданной на уроке).

Фаза «I think» (индивидуальная форма работы) – «сбор знаний в группе». Учителям было предложено ответить на ряд вопросов: Что учитель оценивает? Каковы функции оценки? Какие нормы оценивания успеваемости вы используете? Какие формы успеваемости учеников (ученические работы) вы оцениваете? Кто оценивает успеваемость? Нужны ли отметки в школе?

Специфика данной фазы в том, что обучающиеся не могут совещаться друг с другом, они должны остаться наедине с собой и своими мыслями. Очень важно, что данная работа не оценивается и не проверяется учителем, каждый ученик проверяет сам себя, свои знания, сам ставит перед собой проблемные вопросы: «Я не могу ответить, потому что не знаю этого или потому что не понимаю вопроса? Может быть, мне необходимо «освежить» знания?».

Следующей была фаза обмена (интерактивная работа). Юлия Койнова-Цельнер познакомила участников с одним из самых распространенных и эффективных заданий: обучающимся нужно выстроиться в линейку по именам, но сделать это с помощью невербального общения (языка жестов), к тому же, успеть сделать это как можно быстрее. Затем, разделившись на пары, школьники должны поделиться друг с другом тем, что они написали на первой фазе. Это задание вызвало много положительных эмоций участников, способствовало их более близкому знакомству. Модератор отмечает, что на любом уроке очень важно создать ситуацию взаимодействия. Учитель должен понимать, что урок не для учителя, а для учеников, поэтому дети чаще должны взаимодействовать друг с другом и в общении набирать знания, учиться новому. Данное задание позволяет избегать конкуренции, потому что читая ответы, ученики сравнивают их, а не соревнуются.

Третья, заключительная, фаза – презентация работы. Обучающиеся работают в группах, сравнивают свой ответ с правильными ответами, которые показывает учитель. Юлия Васильевна отмечает, что важно постоянно сталкивать детей с незнаниями, чтобы натолкнуть их на то, чтобы узнать что-то новое, создавая проблемные ситуации. Именно поэтому в заданиях должны оставаться вопросы, на которые во время урока ученикам сложно найти ответы. Так происходит активизация работы детей.

Поднимались на мастер-классе и проблемные для учителей вопросы. Например: «Возможна ли в педагогической работе объективная оценка?». По мнению учителей, объективная оценка деятельности учеников практически невозможна при системе отметок, принятой в современной школе. Юлия Койнова-Цельнер уверена: чтобы объективнее оценить ученика, нужно изменить вид отметки либо перейти на балльную систему, выделив для себя критерии оценивания и четко руководствуясь ими. Другой актуальный вопрос: «Можно ли отметкой наказывать?». Мнение учителей разделилось: кто-то считает, что плохие отметки подталкивают детей к активной деятельности, другие уверены, что отметка не может качественно повлиять на поведение и работу обучающихся, кроме того, это приучает их к мысли о том, что обучение в школе необходимо только для получения хороших отметок, тогда дети тянутся не к знаниям, а к получению числовой оценки. Разрешила спор Юлия Койнова-Цельнер, высказав важную мысль: «Мы не судьи, если мы поймем это, тогда вопрос о том, можно ли наказывать оценкой, отпадает сам собой». По мнению модератора, прежде чем ставить обучающемуся отметку, учителю необходимо задаваться вопросом: «Что я оцениваю?», тогда это поможет избежать необъективной отметки. Модератор считает, что «метод кнута и пряника» устарел – учителя не должны ставить отметки за невыполнение домашнего задания или за плохое поведение, но имеют право оценить, выразить свое недовольство поведением и действиями учеников. Это приучает учеников к мысли о том, что существуют разные виды оценивания, не менее важные, чем числовая отметка.

Переоценить важность прошедшего мастер-класса невозможно, это доказывают отзывы участников фестиваля. «Мне очень понравилось занятие! Это что-то новое и необычное для нас, хотя некоторая информация хорошо известна. Мастер-класс был интересным! Модератор из Германии и это позволяет нам понять иное видение рассматриваемых проблем, сравнить с нашим и поделиться им. Слушая преподавателя, выполняя задания, мы находим ответы на многие волнующие вопросы. Что-то из сказанного принимаем, с чем-то не соглашаемся, но это нормально, потому что у нас разный менталитет и поэтому некоторые вещи, принятые за рубежом, все-таки нельзя применять в российских школах. Юлия Васильевна объясняла все очень интересно, очень спокойно и очень грамотно. Крутой преподаватель! Огромное ей спасибо!», - поделилась впечатлениями Валерия Мухаметова, учитель школы №18 из Бугульмы. 

Источник информации: Елена Матвеева, пресс-служба Елабужского института КФУ