08 августа 2017
"Активное оценивание" - эффективная инновация из Белоруссии

Модератор заинтриговала учителей темой встречи, посвященной специфической проблеме оценивания и контроля.

Одна из зарубежных модераторов фестиваля – Инесса Зубрилина, старший преподаватель кафедры последипломного языкового образования ИПКиПК, учитель английского языка гимназии №24 Минска. В первый день Фестиваля она провела мастер-класс «Современные методы учета и оценки учебных достижений учащихся».

Данная тема является актуальной вне зависимости от методики, выбранной учителем для работы, утверждает модератор: эта инновация работает в Белоруссии уже 8 лет. Инесса Владимировна спросила у учителей, слышали ли они когда-либо об активном оценивании – особой стратегии для изучения достижений и успехов учащихся. И прежде чем ответить на этот вопрос, модератор попросила педагогов, поделившись на группы, нарисовать школу.

Затем она поставила отметки за эти рисунки и попросила учителей найти ошибку, допущенную педагогом в процессе оценивания. Педагоги выделили основные проблемы оценивания в школах (субъективность оценки, не учитываются психолого-педагогические особенности ребёнка) и пришли к выводу, что традиционная система оценивания неудобна в современном мире. И у неё есть свои недостатки, такие как отсутствие возможности у организовать коррекцию знаний и деятельность тех учеников, которые остались на уроке без внимания. Учитель не знает, как усвоили материал ученики, поскольку не успевает всех опрашивать. И модератор поставила целью занятия донесение до учителей компетентностной парадигмы оценивания, суть которой заключается в формировании у школьников определённого типа компетенций (учебных и социальных).

Активная оценка – это стратегия обучения, в рамках которой дети имеют постоянную возможность видеть и понимать свои успехи, которые прослеживаются через обратную связь. Учитель должен научить детей пользоваться знаниями для решения на практике коммуникативных задач. Не практикуясь, невозможно развить свое умение моделировать, например, выстраивать навыки общения на иностранном языкер. Педагогу необходимо понимать, что отметка – это количественное выражение, балл, который они получают, а оценка – результат труда (хорошо, отлично).

Основные этапы активного оценивания: ключевой вопрос, постановка целей урока, НаЧтоБузу (аббревиатура с Белорусского – на что буду обращать внимание), критерии оценивания, техника задавания вопросов, обратная связь, самооценка и взаимооценка. Эти элементы максимально результативно работают на компетентностный подход, минусы традиционного обучения рушатся в работе по этим пунктам.

Далее модератор поэтапно разобрала эти пункты. Целеполагание, например, должно быть определено ребёнком, причем цели учителя и ученика – это разные вещи. Необходимо понимать, что важно помочь ученику достичь поставленных им целей. К ней учитель может подводить посредством ярких примеров: разбирая экономику одной страны, предложить детям прочесть текст об экономическом устройстве двух стран, и найти в них отличия. В этом случае обучающийся будет четко знать свою задачу и сможет сам оценить её выполнение.

Чтобы цели были правильными и «рабочими», необходимо научиться правильно выделять ключевой вопрос – мотивирующее средство, стимул, который заставит детей работать во время урока, поможет поставить определённую проблему, задачу, пробудить интерес, подтолкнет детей расширить знания, актуализировать личностный опыт детей.

Ещё один интересный пункт с необычным звучанием - НаЧтоБузу. На что будет обращать внимание учитель, оценивая детей? При решении определённой задачи, мы четко проговариваем то, что будет важно при решении определённой ситуации. Модератор привела в пример задание из английского языка. Необходимо составить рассказ о друге, чтобы в него входили пункты об имени, характере, внешности…

Для учителя эти критерии важны, он обратит внимание на наиболее сложные характеристики, в соответствии с которыми будет планировать урок, подбирать содержание, задания. Это тот минимум, который ученик должен освоить. Интересна обратная связь, поскольку учитель может дать задания, которые не принесут детям оценку. За абсолютно верную работу ученик получит «++», за неуместные или лишние пункты «+», D – подсказка того, где он ошибся, f – задания, которые улучшат знания ученика. Таким образом учитель грамотно организует и работу с обучающимся, мотивируя его на успех, и с родителями, которые будут в курсе успехов своих детей.

Модератор также поделилась методом, который помогает систематизировать знания учеников и грамотно организовать оценку. Методика называется «Светофор». После выполнения и проверки заданий, ученики поднимают карандаш одного из трёх предложенных цветов. Красный – больше трех ошибок, желтый – три ошибки, зелёный – всё верно. Таким образом, зеленые карандаши работают в парах с желтыми, объясняя им ошибки, а учитель может обратить внимание на более слабых учеников. Так грамотно организуется систематизирование пройденного материала.

В конце своего выступления Инесса Владимировна поделилась с учителями-участниками веб-ресурсами, где они могут найти литературу по активному оцениванию, а также сайт-модератор критериев оценивания, вбиваемых автоматически.

«Когда я просматривала программу и увидела заявленную тему, я сразу за неё зацепилась. Поскольку есть такая проблема, что в условиях ФГОС оценка по 5-ти балльной шкале всё меньше становится возможной. Мы уходим от этого шаблонного оценивания, двигаясь к оцениванию современному. Сегодня на занятии я для себя подчеркнула ряд моментов: самое главное – это то, что ребёнок должен научиться накладывать полученные знания на жизнь, нужно уметь верно ставить перед ним ключевые вопросы, как я могу заинтересовать ученика так, чтобы он был полностью вовлечён в урок и не сидел как пассивный слушатель, и к концу урока достиг цели, которую он сам для себя поставил», - поделилась с нами Фарида Кузнецова, учитель русского языка и литературы Тукаевского района.

Своими впечатлениями о публике и мастер-классе с нами делится модератор Инесса Владимировна: «Публика абсолютно открыта к диалогу, по сравнению с предыдущими годами. Я сегодня была готова к конкретному разговору, потому что тема была актуальна для учителей, с которыми я работала. Обратила внимание и на то, что в рамках форума есть такая форма работы как дискуссионные площадки, и эта форма выросла из публики Фестиваля, которая может как индивидуально, так и в группе выражать свое мнение.

Рассмотренный нами метод имеет перспективы роста, потому что это максимально практикоориентированное преломление формирующего оценивания, которое сегодня является ведущей позицией в мире в рамках компетентностного подхода. Это та основа, которая дает возможность детям постоянно развиваться, следить за своим ростом самостоятельно. И реализация идеи саморазвития с самого маленького возраста» 

Источник информации: Камилля Юрикова, пресс-служба Елабужского института КФУ