07 августа 2017
Современная литература: как помочь ребенку через книги?

О культурном портрете нового поколения и методике проведения «Литературных бесед» узнали на мастер-классе участники фестиваля.

В первый день VIII Международного фестиваля школьных учителей учителя обсудили тему «Общекультурное представление выпускников современной школы: тенденции, вопросы, пути формирования». Модератором площадки стала Наталья Свирина – доктор педагогических наук, профессор кафедры основного и среднего образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Занятие Наталья Михайловна начала с вопроса: «Мой мастер-класс большей частью адресован учителям литературы. Преподаватели каких предметов сидят здесь?» Как оказалось, в аудитории присутствовали учителя начальных классов, истории, географии, русского языка и литературы. 

«Учитель должен понимать специфику каждого поколения учеников в аспекте общей культуры, чтобы верно выстраивать с ним диалог. На протяжении двадцати лет я провожу эксперимент – задаю один и тот же вопрос выпускникам школ, – рассказала модератор. – Конечно, я не спрашиваю «Какое у вас общекультурное представление?», такого вопроса они испугаются и замкнутся в себе. Поэтому я формулирую иначе: «Кого из известных людей вы можете назвать культурным человеком, почему?». Исходя из этих ответов нетрудно понять уровень воспитанности выпускника, а чем человек культурнее, тем легче ему усваивать материал».

Из таблиц, представленных на слайдах, было наглядно понятно, что уровень культуры выпускников 1996 года выше, чем выпускников 2006 и 2016 -х годов. Если раньше выпускники в ответах называли писателей, художников и деятелей культуры, то теперь в их признаниях чаще присутствуют члены семьи, друзья, учителя.

Причину такого положения Наталья Свирина объяснила следующим: «Школа не ориентирует на науку. Мы сами многое упускаем. Думаю, если бы учителя-предметники рассказывали биографии ученых и писателей занимательно, а не так, как это дается в учебниках, то ученики проявили бы большой интерес и к данному ученому, и к предмету».

Далее Наталия Михайловна поделилась с участниками методикой построения «Литературных бесед» с учениками всех классов: «Я строю беседы тематические, связанные с интересами возраста. Я не психолог, но знаю, как помочь ребенку через книги. Есть вопросы, которые ребенок постесняется задать родителям, но сможет найти их в литературе. Так я приучаю детей к чтению и способствую формированию их личностной позиции».

После звонка участники не спешили покинуть аудиторию, а обступили Наталью Михайловну, как заинтересованные школьники. Педагоги задавали вопросы, спрашивали совета, просили поделиться презентацией.

О впечатлениях рассказали благодарные учителя-участники мастер-класса.

Красильникова С.В, учитель чистопольской гимназии: «Мне очень понравился этот мастер-класс эмоциональностью модератора. Полтора часа пролетели незаметно. Наталья Михайловна привела список книг, способных заинтересовать школьников, о которых я даже не знала. Также стало очевидно, что стоит рассказывать детям о биографиях писателей больше, чем дается в учебнике литературы».

Люция Саматова, учитель Агрызского района: «На мастер-классе я узнала многое об особенностях мышления выпускников, а также о современной литературе. Это ценная для меня информация. Спасибо большое!»

Источник информации: Валентина Безбрязова, пресс-служба Елабужского института КФУ