07 августа 2017
Новая педагогика или Нетикет для начинающих

Докторант Института проблем образования Азербайджанской Республики Алмаз Хасрет рассказала о новых формах работы в интернете.

Меняется ли педагогика? Меняются ли образовательный процесс и ученики? С этих вопросов начала своё занятие заслуженный учитель Айзербайджана. И сразу же рандомным способом разделила всех участников на группы: педагоги находили сокомандников по строчкам из любимых песен.

«Подобную методику можно применять на уроках русского языка и литературы, мы даем детям строки из стихотворений или же просим подобрать грамматическую основу, ни в коем случае учитель не должен настаивать на том, чтобы ученики расселись так, как он хочет», - прокомментировала Алмаз Хасрет.

Следующее задание немного удивило участников своей простотой – обратить внимание на слайд и рассмотреть изображение, рассказать о том, что увидели. «Каждый ученик должен высказать своё мнение, будьте внимательны к аудитории», - ещё один совет дала модератор.

Однако главным объектом обсуждения на мастер-классе стало явление информации во всех её проявлениях. Сами учителя выступили в роли экспертов. «Мы живём в информационном пространстве, взаимодействуем с информационным обществом, используя при этом информационные ресурсы. Иногда в информационном пространстве есть место информационному взрыву – изменению объема информации. Все эти понятия применимы и для новой педагогики».

В ходе занятия учителя вместе с куратором практикума выработали ряд принципов новой педагогики: доступность информации для поликультурного общества; принцип природосообразности (учет индивидуальных особенностей); принцип правдивости и правильности; научность и системность; толерантность и креативность; востребованность информации; верификация и классификация; принцип сетевой активности.

Как известно, школа должна выполнять социальные заказы общества: обеспечить учеников глубокими и всесторонними знаниями, формировать в них умения и навыки, вырастить личности с высокой культурой и прогрессивным мировоззрением. Исходя из этого, для продуктивного решения проблем, отмеченных в общеобразовательных школах, необходимы отвечающие мировым стандартам новые педагогические и методические подходы, новый образ методического мышления. Сегодня самым огромным миром называется виртуальный мир - интернет. И там каждую секунду, каждый миг вводят новую и новую информацию. Как же развить нужную нам культуру у учащихся в среде огромного потока информации? Пример измерения онлайн-этики – нетикет у учителей и учащихся. Интернет-пространство предлагает новые нормы общения, которые зачастую отличаются от общепринятых образцов. В информационном мире рождаются новые принципы и этические нормы для конструктивного общения в Интернете.

По мнению автора мастер-класса, в постоянно меняющемся мире учителю важно быть способным к самоанализу, постоянному самообразованию, пользоваться смартфонами, планшетами и ноутбуками. «Дети, которых мы называем «завтрашним днем нации», есть продолжение нашей жизни», - объясняет заведующая отделом международного сотрудничества и информации Алмаз Хасрет.

Интересно и то, что современный ученик тоже изменяется в новой педагогике. «В наше время считается, что если учащийся способен критически мыслить, способен находить минусы в работе педагога, он талантлив. Таких детей нельзя сравнивать друг с другом, ребёнок в современном мире не способен усвоить 100% информации на рутинных занятиях. Уже давно доказано, что учиться легче на фестивалях и праздниках. Человек выбирает знания сам, как на нашем фестивале, он готов осваивать новую тему. И на знания теперь нужно взглянуть по-другому», - комментирует модератор.

Спикерам было предложено ответить на вопрос «Как найти информацию?» в этих условиях. Так вот, по мнению ведущего, ребёнок должен вместе с педагогом пройти три ступени эволюции: «Эволюция информационной грамотности», «Эволюция информационной культуры», «Эволюция информационной культуры личности». Для этого многое нужно сделать, ведь учитель должен освоить новую педагогику – новую интернет-этику.

В завершение занятия был разработан свод правил сетевого этикета для учителя и педагога: создать методическую и практическую информационную базу; работать только с проверенной информацией; «не укради», не занимайся плагиатом; поддерживать культуру общения: не обижай, не оскорбляй, уважай; делиться информацией для всеобщего образования; находиться в постоянном сотворчестве.

«Конечно, эти правила ещё общие, но в наших силах создать систему правил во всех странах мира. Именно вы, дорогие учителя, способны продолжить эту структуру», - подытожила Алмаз Хасрет.

В качестве рефлексии ведущий предложил командам выбрать по одной фотографии со слайда и описать эссе по алгоритму. Свои истории команды зачитывали перед аудиторией. Однако основную цель куратор занятия назвала чуть позже: учитель должен уметь доносить грамотную и корректную информацию до читателя в сети – ученика. Для того, чтобы образовывать его, взаимодействовать с ним, научить учиться и формулировать самому. 

Источник информации: Динара Алмагамбетова, пресс-служба Елабужского института КФУ