Такая возможность открывается перед специалистами, работающими в сфере образования, благодаря запуску нового форума – Съезду учителей истории и обществознания Республики Татарстан, – призванному объединить усилия экспертного сообщества и людей, непосредственно работающих с молодым поколением татарстанцев. Начнет свою работу съезд 7 августа.
Инициатива по созданию качественно новой экспертной площадки для обсуждения назревших проблем принадлежит сотрудникам Института международных отношений, истории и востоковедения, в частности тем из них, кто входит в региональные комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по истории и обществознанию. Смотря на ситуацию, складывающуюся в области подготовки школьников по этим направлениям, изнутри, эксперты с уверенностью могут сказать и без затруднений доказать, что актуальность работы в рамках подобного форума сегодня не вызывает сомнений. Ведь решить ключевые проблемы, с которыми сталкиваются специалисты в упомянутых сферах, можно только сообща.
Если же говорить о проблемах, которые предстоит решить в рамках съезда, более конкретно, стоит обозначить, что необходимо проработать вопросы, связанные с отсутствием у части старшеклассников навыка выделения значимой информации из текста, умения четко и кратко формулировать свой ответ, установления причинно-следственных связей, навыков логического мышления, а также с возникновением трудностей при выполнении таких заданий, как группировка фактов, соотнесение единичных фактов и явлений, указание характерных признаков событий и явлений, работа с исторической картой, с иллюстративным материалом. Так, например, теоретический материал выпускники знают довольно хорошо, но он недостаточно осмыслен – в практических заданиях экзаменуемые уже не могут применить полученные знания. Кроме того, иногда ученики, давая ответы на частные вопросы, не всегда правильно отвечают на коренные, лежащие в их основе. Зачастую выпускники не понимают и не видят разницы между теоретическими понятиями, аргументами и фактами, не осознают лексического значения слов «аргумент» и «факт», а также плохо владеют терминологией, порой не разбираются в сути основополагающих исторических понятий, подменяют одни понятия другими. Все это требует внимания специалистов.
К слову, востребованность подобной площадки для обсуждения вышеупомянутых и иных вопросов подтверждается и количеством поданных заявок на участие в съезде – несмотря на то, что в этом году он пройдет впервые, участвовать в нем пожелали около тысячи человек, среди которых работники образования различных уровней, эксперты ЕГЭ, представители российского педагогического и научного сообщества, а также общественные деятели.
«Главная задача съезда – предоставить всем без исключения учителям истории и обществознания возможность пообщаться лично с представителями экспертного сообщества, получить «из первых уст» рекомендации по модернизации своей работы представителей Федерального института педагогических измерений, федеральных комиссий разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию и истории, региональной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутом ответом экзаменационных работ ЕГЭ, - подчеркивает одна из организаторов съезда, доцент кафедры отечественной истории КФУ Альбина Файзуллина. – Именно в таком тесном взаимодействии представителей разных слоев образовательной сферы возможно решение знаковых проблем современного образования. Надо также сказать, что свою заинтересованность в участии в работе в рамках съезда выразили не только региональные специалисты, но и представители других регионов. Официально в этом году мы информацию о проведении съезда по другим регионам не распространяли, однако те из наших коллег, которые узнавали о подготовке столь масштабного мероприятия, неизменно просили предоставить им возможность принять участие в форуме». Интерес подобного уровня предоставляет все возможности для выведения съезда в последующем на всероссийский уровень. Ведь вышеупомянутые проблемы присущи образовательной среде не только Татарстана, но и России.
Акцент на истории и обществознании в этом отношении отнюдь не случаен. Ведь именно эти два предмета помогают каждому человеку сформироваться как личность и стать в полном смысле слова гражданином своего государства. Если обществознание помогает юному россиянину, только вступающему на свой жизненный путь, в процессе социализации, понять, как все устроено в стране, в которой он живет, как структурировано общество, как взаимодействуют общество и государство, узнать о нюансах устройства экономической системы государства и применять в дальнейшем свои знания в повседневной практике, то история является предметом, который создает базу, для формирования гражданских качеств у человека, развития у него чувства патриотизма и ответственности за будущее своей страны. Именно эти два предмета делают человека полноценным членом общества и помогают ему не растеряться по выходу из стен школы, а найти свой путь в жизни.
Надо сказать, подготовить все необходимое для проведения I Съезда учителей истории и обществознания Республики Татарстан удалось в считаные месяцы. Поначалу сотрудники Института международных отношений, истории и востоковедения, в частности, идейный вдохновитель форума, заместитель директора ИМОИиВ по научной деятельности Раиль Фахрутдинов, предполагали, что на решение всех организационных вопросов потребуется год. Однако впоследствии был найден способ минимизировать организационные риски – директор ИМОИиВ Рамиль Хайрутдинов предложил провести съезд в дни Международного фестиваля школьных учителей. Это решение, как и саму инициативу создания новой экспертной площадки, горячо поддержал ректор КФУ Ильшат Гафуров.
В необходимости проведения Съезда учителей истории и обществознания Республики Татарстан уже сегодня и на регулярной основе в последующем убежден и директор Института отечественной истории РАН Юрий Петров, являющийся одним из руководителей рабочей группы по разработке российского историко-культурного стандарта, а также главным редактором учебных пособий по истории Татарстана, разрабатываемых сегодня по инициативе Президента РТ и при поддержке Министерства образования и науки РТ учеными КФУ, Института истории им. Ш. Марджани АН РТ и Института развития образования РТ. Его поддержка была во многом определяющей.
Большое значение работе на столь масштабных площадках придают и в Министерстве образования и науки Республики Татарстан – на уровне ведомства инициатива Института международных отношений, истории и востоковедения была всесторонне поддержана. В частности, существенную поддержку на этапе подготовки форума оказали министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, заместитель министра Ильдар Мухаметов и начальник управления общего образования Татьяна Федорова. После первого опыта организации Съезда учителей истории и обществознания Республики Татарстан его планируется проводить на регулярной основе.