14 июля 2017
Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций защитил дорожную карту развития

В продолжение цикла рассмотрения дорожных карт развития подразделений КФУ сегодня, 14 июля, свою стратегию ректору КФУИльшату Рафкатовичу Гафурову представили в Институте социально-философских наук и массовых коммуникаций. По традиции, основным докладчиком стал директор института, профессор Михаил Дмитриевич Щелкунов.

Прежде всего директор обратил внимание, что представляемая к обсуждения дорожная карта охватывает не всю структуру института: несмотря на то, что Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, а также недавно созданный Единый издательско-информационный центр относятся к ИФСНиМК, свою стратегию они представят отдельно. При этом статистические данные об институте, которыми открыл свой доклад профессор Щелкунов, эти подразделения включали. Так, директор сообщил, что в институте на 11 кафедрах в составе трех отделений работает 140 человек. Здесь реализуется 10 направлений обучения полного цикла, включающих 75 образовательных программ, по которым учится 1800 студентов, причем 115 из них - иностранные. Приятно отметить, что пять образовательных программ института по итогам 2016 года получили признание как лучшие инновационные программы в России, причем профиль «журналистика», получивший этот статус уже в четвертый раз за время существования этого рейтинга, был удостоен еще и отличительной «звезды превосходства». Заслуги ИСФНиМК видны и в межинститутском ранжировании: по итогам первого полугодия 2017 года он занимает 4 место, поднявшись с 7 всего за полтора года. Это лучшая внутриуниверситетская динамика среди социогуманитарного блока в разрезе выполнения мероприятий программы повышения конкурентоспособности.

«Мы успешно движемся по программе: на сегодняшний день три весомых показателя KPI у нас перевыполнены, а по остальным мы приближаемся к 100 процентам», - доложил Михаил Дмитриевич.

При этом основной рост показывает показатель публикационной активности, где уже сегодня годовой план в 50 публикаций превышен на 21 пункт. Однако, как это часто случается в гуманитарной среде, большой проблемой остается повышение качества этих публикаций, то есть продвижение их в более авторитетные научные издания. Так как публикационная активность и уровень цитируемости – важные факторы для продвижения в международных предметных рейтингах, вопросу в институте намерены уделять особое внимание.

«Мы очень горды, что агентство QS включило КФУ в мировой топ-200 по направлению Communication and Media Studies, то есть по журналистике, а в рамках России мы здесь и вовсе первые. Но вотSocial sciences и блок Humanities, то есть традиционные наши дисциплины, у нас пока в рейтингах не представлены. Мы оценили наши перспективы и решили ориентировать всех наших ученых, причем не только политологов и социологов, но и философов и религиоведов, публиковаться именно в изданиях, специализирующихся на Social sciences», - рассказал профессор Щелкунов.

В планах – продвижение в соответствующем предметном рейтинге с места в группе 400-450 в 2017 году до группы 150-200 в 2020-м. Хотя цель достойная, решение по методу ее достижения показалось собранию неоднозначным. Проректор по экономическому и стратегическому развитию КФУ Марат Рашитович Сафиуллин проанализировал позиции КФУ и других университетов России в предметных рейтингах по направлению «Философия» и пришел к выводу, что рост в этой сфере гораздо более достижим. По его мнению, институту необходимо сконцентрироваться на актуальных научных проблемах в тех областях, где кадры наиболее компетентны. При этом в целом его оценка деятельности института была положительной.

Его поддержал и проректор по научной деятельности КФУ Данис Карлович Нургалиев:

«Вы уже показываете результат, но необходимо искать новые, актуальные и востребованные темы и приглашать к сотрудничеству зарубежных коллег – это поможет получить «свежий взгляд» и достичь новых результатов, - считает проректор. -  Плюс нужно исследовать потребности работодателей по открытию программ дополнительного образования, изучать вообще уровень востребованности на рынке тех или иных направлений».

По мнению проректора, институту стоит привязать стратегию своего развития к глобальным вызовам, сформулированным в Стратегии научно-технологического развития России до 2030 года, принятой Президентом РФ: по меньшей мере, два из них требуют внимания ученых-гуманитариев. Также профессор Нургалиев попросил ИСФНиМК активнее реализовывать университетскую программу по созданию собственных баз практик для студентов и аспирантов, чтобы в полной мере перейти к практикоориентированному образованию.

Рекомендации резюмировал ректор КФУ:

«Вам действительно нужно больше ориентироваться на рынок, там много заказов на прикладные исследования, которые могут не только продвинуть научную составляющую, но и принести доход. Как вы участвуете в государственных программах? Как представлены сегодня наши эксперты? Вы говорите, что ваши традиционные заказчики – это государственные структуры, но почему мы предоставляем им услуги за «спасибо»? Нужно учиться ценить свои силы, - заявил Ильшат Рафкатович. – То же касается и грантов. Сегодня вы работаете по грантам РНФ, РГНФ – это старые, малооплачиваемые программы. Нужно быть смелее и выдвигать заявки на гранты по 220-му Постановлению, привлекать зарубежных ученых. Когда вы с коллегами будете выезжать на международные форумы, задумайтесь об этом».

Теперь перед институтом встанет задача сформулировать как минимум три грантовых проекта по Постановлению Правительства РФ №220 к следующей заявочной кампании. Однако и это – не единственный шаг по привлечению дополнительных средств. Необходимо также зарабатывать за счет дополнительного образования исходя из запросов работодателей, как это делает, к примеру, Высшая школа бизнеса. К слову, ректор порекомендовал рассмотреть возможность включения в программы МВА образовательных дисциплин, которые преподавали бы эксперты ИСФНиМК, и обдумать другие варианты межинститутского коммерческого сотрудничества. Спрос на них будет: например, прямо во время заседания главный врач Университетской клиники КФУ Альмир Рашидович Абашев обратился к социологам института с просьбой провести исследование уровня приверженности пациентов к государственной системе медицинского обслуживания и разработать пути, как привлечь контингент из платных клиник. Ильшат Рафкатович пообещал, что, если проект будет четко сформулирован, ректорат рассмотрит способы его финансирования.

При этом институт уже сегодня работает в этом направлении, активно сотрудничая с коллегами из ИФМиБ в рамках САЕ «Учитель XXI века», ИПО, ИМОИиВ, всем математическим блоком... Что же касается коммерциализации этой деятельности, то ректор напомнил, что такие усилия институтов помогут нарастить собственные средства и таким образом обеспечить рост зарплат сотрудников. Кроме того, высокая активность экспертов института поможет повысить его узнаваемость, а это еще один важный фактор, учитываемый глобальными рейтингами.

«У вас есть все возможности заявить о себе с полноценным ноу-хау – посмотрите, как сегодня востребованы марксизм, ленинизм и прочие философские течения подобного толка. Ни одна китайская делегация, которых у нас, кстати, бывает немало, не оставляет вниманием тот факт, что в Казанском университете учился Ульянов-Ленин, - заметил Ильшат Рафкатович Гафуров. - Нужно пользоваться этим, создать курсы, скажем, «Наследие Мао», «Наследие Ленина», «Наследие Хо Ши Мина», ориентированные на азиатскую аудиторию – думаю, это будет пользоваться спросом и будет уникальным и узнаваемым под вашим брендом».

Предложений и идей во время обсуждения стратегии возникло немало, но в целом стратегия развития института оказалась достойной. Ректор КФУ предложил принять стратегию, однако в будущем все же дополнить ее с учетом прозвучавших уточнений. К их обсуждению отчасти вернутся во время защиты дорожной карты Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций.

Текст на http://media.kpfu.ru/news/institut-socialno-filosofskih-nauk-i-massovyh-kommunikacii-zasitil-doroznuu-kartu-razvitia

 

Источник информации: Дарья Бондаренко