17 июня 2017
Профилактика экстремизма – от теории к практике

С 5 по 10 июня сотрудники кафедры религиоведения ИСФН приняли участие в семинаре «Организация работы по профилактике экстремизма и терроризма в молодёжной среде». Помимо лекционных занятий участникам была предложена ролевая игра, посвящённая профилактике и пресечению экстремистской деятельности, основанные на реальных событиях и предоставляющие опыт, реально применимый в условиях современной России.

Семинар, проходивший на базе ГБУ «Республиканский центр молодёжных, инновационных и профилактических программ», затрагивал ряд серьёзных вопросов, касающихся не столько теоретических знаний, сколько повседневной реальности, с которой сталкиваются современные педагоги, члены актива рабочей молодёжи и участники различных молодёжных программ. Ряд вопросов руководство Центра попросило осветить сотрудников кафедры религиоведения. Так доцент кафедры А. А. Горин представил участникам семинара авторскую программу «Методы манипулирования массовым сознанием и способы противодействия манипулятивному влиянию СМИ», а доцент кафедры З. В. Силаева свою разработку «Методы работы по предупреждению вовлечения молодёжи в экстремистские организации».

Помимо лекций, сотрудниками кафедры религиоведения для участников семинара была проведена ролевая игра живого действия оригинальной разработки, базирующаяся на реальных событиях, происходивших на территории Российской Федерации и Ближнего Зарубежья. Разработчики игры предложили участникам семинара на собственном опыте испытать действие информационных и образных стереотипов, зачастую приводящих к роковым ошибкам. Кроме того, на суд участников семинара был предложен анализ нескольких примеров мотиваций экстремистов, зачастую - неожиданных для рядового человека, а также – были наглядно продемонстрированы уровень влияния СМИ на общественное мнение и степень опасности такого влияния.

Подводя итоги своей работы на семинаре, сотрудники кафедры религиоведения ответили на вопросы о том, что является на их взгляд главной проблемой выявления экстремистских проявлений в современном обществе, что их порождает и как с этим бороться.

А. А. Горин: - На мой взгляд, это прежде всего четыре проблемы. Первая – уверенность, что экстремизм, это «где-то там», что обычный человек экстремистом точно не станет и т. д. Когда ставишь людей перед фактом, что они сами подчас придерживаются взглядов, близких к экстремистским, они очень удивляются. Вторая проблема – стереотипы связывающие религию и экстремизм. В 86,3% игр и других методах тестирования, в проведении которых я участвовал за последние три года, само проявление религиозных чувств со стороны какого-либо персонажа тут же делало его объектом подозрений. Нельзя сказать, что такие маркеры всегда ошибочны, но их абсолютизация не менее опасна, чем игнорирование. И третье – недооценка степени необъективности всех видов «всем известной» информации. Люди банально отучились сомневаться, требовать доказательств. Причём, как в сфере повседневных отношений, так и в сфере политики и религии. И четвёртое – лица, не умеющие определить признаки реальных экстремистских проявлений, зачастую обвиняют в экстремизме ни в чём не повинных людей и в то же время могут защищать самых настоящих экстремистов. Но в своей самоуверенности такие люди не в состоянии признать своих ошибок. Страшно, когда подобные персонажи получают возможность влиять на судьбы людей.

З. В. Силаева: - На мой взгляд, распространение этой угрозы связано со стремлением людей к упрощению своей жизни, дистанцированием от решения проблем, с которыми они сталкиваются в ней, перекладывание их на кого-либо. Для многих, так проще, зачем думать о решении проблем, которыми должно заниматься государство. Проблема заключается в том, бороться с подобными угрозами, действительно, казалось бы должно государство, но противостоять им и победить их можно только при развитом гражданском обществе. Для этого необходимо формировать среду для развития полноценной личности, осознающей свое место в жизни и обществе, ответственность за свою страну и самое главное, сохраняющей критическое мышление, позволяющее противостоять различным технологиям вербовки. В то же время эффективность противодействия этим угрозам во многом зависит и от качества координации деятельности, использования сил, средств, форм и методов работы, адекватных складывающимся угрозам и тенденциям их развития.

Источник информации: Кафедра религиоведения