Над переводом видеофильмов лекций Детского университета, прошедших за последние пять лет, на европейские и восточные языки сегодня трудится академическое сообщество Института международных отношений, истории и востоковедения. В работу активно вовлечены как студенты, так и преподаватели подразделения КФУ. Выверяют лингвистические нюансы носители того или иного языка.
Как известно, Детский университет Приволжского федерального округа был создан на базе КФУ в 2011 году. Однако начать вести видеозапись занятий и делать на этой основе видеофильмы удалось год спустя – в это время к работе подключились представители университетского телевидения. Всего в перспективе видеоархив планируется перевести на семь языков: английский, немецкий, корейский, китайский, японский, арабский, турецкий.
«Планируя представлять лекции зарубежной детской аудитории, мы, прежде всего, ставим перед собой задачу поделиться нашими подходами к работе с детьми. Ведь от выбранного способа взаимодействия зависит абсолютно все – можно вызвать у ребенка стабильный интерес к научному познанию, а можно навсегда отбить у него желание совершать открытия, - подчеркнул руководитель Детского университета Приволжского федерального округа Валерий Летяев. - Лекции Детского университета завоевали признание и вызвали искренний интерес к различным областям науки у сотен детей – всего с 2011 года количество зарегистрированных слушателей Детского университета превысило две тысячи человек, при этом на каждом занятии присутствует порядка 350 детей. Количество слушателей каждый раз варьируется, поскольку мы не требуем обязательного присутствия – дети заранее знают о теме предстоящей лекции и вольны выбирать интересные им отрасли науки и темы, посещая занятия выборочно».
К слову, перечень отраслей науки и отраслей знания, в рамках которых проводятся занятия в детском университете достаточно широк: дети погружаются в нюансы истории, археологии, астрономии, биологии, химии, физики, медицины, генетики, географии, геологии, экологии, математики, прикладной информатики, литературы, истории искусств, истории вещей, психологии, педагогики, иностранных языков, философии, экономики, менеджмента, политологии, дипломатии, востоковедения, журналистики, драматургии, кинематографа, различных отраслей права и даже криминалистики. А завершается учебный год обязательно историко-культурной программой – за последние годы слушатели Детского университета посетили Детскую железную дорогу, Свияжск, Болгар, Ленино-Кокушкино, Елабугу и музейный комплекс «Тукай Кырлай».
Продвигать же лекции за рубеж планируется через существующие международные научно-образовательные сети, такие, как, например, Европейская сеть детских университетов EUCUNET, Институт Конфуция, Институт Гете, через отделения Korea Foundation и другие.
В целом же детский университет продолжает активно развиваться. Так, в подошедшем к концу учебном году на базе дома Крылосова, который теперь принадлежит Казанскому университету, открылся филиал детского университета в Свияжске. Занятия там будут также проводиться на регулярной основе. Начало было положено в рамках сессии детского университета в период школьных весенних каникул. Акцент был сделан на историко-археологические и культурологические науки – обязывает специфика острова-града. Преподаватели детского университета планируют вовлечь ребят, проживающих как в самом Свияжске, так и в близлежащих населенных пунктах в исследовательскую работу в этих отраслях знаний, помогая им самим открывать новые страницы в истории родного края, осознавать совершенно особое предназначение и положение в истории своей малой родины. Однако, этим, разумеется, дело не ограничится. В перспективе перечень наук будет расширяться.
Кроме того, ежегодно в рамках деятельности детского университета проводится республиканская конференция «Юный профессор Казанского университета», на которой юные ученые представляют результаты своих первых исследований в той или иной области – в этом году такая возможность детям была предоставлена уже в третий раз. Через такого рода мероприятия дети избавляются от скованности, неуверенности в себе, учатся делиться своими первыми открытиями и впервые создавать нечто свое, демонстрировать разработки, которые принесут пользу многим. Примеры действительно полезных результатов работы школьников уже есть. Так, на территории Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия на экране транслируется интерактивная карта одного из эпизодов Крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева – разработка слушателя Детского университета Антония Свердрупа демонстрирует возможности нового поколения детей, интересующихся отечественной историей. К слову, по итогам конференции, ежегодно публикуются сборники докладов юных исследователей.