08 июня 2017
Студенты НЧИ КФУ посетили выставку и мастер-класс Игоря Могильниченко

7 июня в арт-салоне Молодежного центра «Нур» состоялось открытие персональной выставки панорамной фотографии Игоря Могильниченко «Прогулки по Прибалтике». На выставке можно увидеть необычный взгляд фотографа на Таллинн, Вильнюс и Тракай.

Фотографии действительно цепляют взгляд и задерживают у себя зрителей: известные города в объективе Игоря Могильниченко превращаются в замысловатые образы. Как оказалось, для Игоря Могильниченко это первый подобный опыт. В экспозиции были придеставлены 33 работы фотографа в оригинальном жанре. Что самое интересное, на фотографиях была изображена не просто панорама, а искаженные до сферической формы архитектурные объекты зарубежных стран. Известные города в объективе фотографа превращаются в замысловатые образы. Полюбоваться ими можно до 23 июня.

Игорь Могильниченко занимается фотографией с 2007 года. Сейчас, по его словам, он живет на два города: Таллин и Челны. Как он утверждает, учеников у него нет. В день открытия выставки он провел мастер-класс по панорамной съемке для начинающих фотографов. На открытом занятии эксперт рассказал, какую нужно использовать аппаратуру и с каким программным обеспечением работать для создания и обработки снимков.

Для того чтобы посмотреть на работы мастера, на выставку приехали студенты Набережночелнинского института КФУ. На вопрос, как давно он путешествует ради фотографии, Игорь Могильниченко ответил: "Ездить фотографировать начал с 2013 года. Но не так много стран я с этой целью посетил". В основном, по его словам, это страны Восточной Европы: Эстония, Латвия, Литва, Украина, Белорусия, Финляндия, Швеция. Во время мастер-класса студенты задали художнику несколько вопросов:

- Тяжело было преодолевать языковой барьер в зарубежных странах?

- Смотря где. В незнакомой языковой среде сознание подсказывает школьную программу. Единственное, я брал пару уроков эстонского языка. Теперь я могу говорить на уровне пятилетнего ребенка (улыбается). Хотя, находясь в Эстонии, в основном по-русски говорю.

- Какую страну вы можете назвать кладезью видов для панорамного фотографа?

- Хм, хороший вопрос. Я даже не готов, наверное, ответить (смеется). Я думаю, любовь к городам идет из детства. У меня есть любимые сказки. Будучи взрослым выяснил, что они были сняты на территории Евросоюза. Мне захотелось посетить эти места и вернуться в детство. Я возвращаюсь к источнику вдохновения и заново черпаю из него идеи. Большинство моих фотографий сделаны в пасмурную погоду, а дождь располагает к определенным мыслям.

- Почему вы решили заниматься именно панорамной фотографией?

- Я вообще с детства люблю конструкторы. Любая панорама - это конструктор, особенно, если это сферическая панорама, которую можно "скрутить" по-разному. Тут вопрос только в фантазии.

- Вы пробовали работать с другим видом съёмок?

- Я бы хотел поснимать портреты. Хотя всё же мне интереснее работать с архитектурой. Имея качественное оборудование, можно завернуть образ так, как душе угодно. В пейзажной фотографии тоже надо ловить момент. Например, чтобы сделать этот кадр (показывает фотографию), мне пришлось ждать погоды два или три вечера. В поиске хорошего кадра нужно приходить на места и интуитивно представлять желаемый результат. 

- Расскажите о своём первом кадре, который бы вы назвали профессиональным.

- Для меня первый кадр – это тот, который я сумел продать. Если человек готов тебе платить за фотографию, значит он признал тебя, как автора.  Это то же самое, что и с музыкальными исполнителями. Люди покупают диски, ходят на концерты певца - значит, его признали.

- Что это была за фотография?

- На ней изображена рука на гитарном грифе. Причем сфотографирована рука в момент скольжения. Получился так называемый "смаз", то есть фотография в действии. Она, кстати, до сих пор у меня дома на стене висит, символизируя тот поворотный момент.

- И чья это была рука?

- Рука принадлежит Юрию Лозе (улыбается). Кадр был случайным. Я снимал на концерте.

- И сколько вам заплатили за этот кадр?

- Это был 2009 год. Я его продал за 2500 рублей. Это для меня, конечно же, было событием.

- А какую фотографию вы можете назвать самой главной в представленной коллекции?

- Думаю, это фотография Тракайского замка. Она получилось именно такой, какой я ее представлял. К тому же это места из "Приключений Электроника". Как только я узнал об этом факте, поехал в Литву и нашел это место. Я был так рад результату своего путешествия, что оставил его таким: я даже свои ноги оставил в кадре. 

- Вы говорили, что потратили на кадр три дня. Было ли так, что фотография требовала больше времени?

- Постоянно с этим сталкиваюсь, ведь это мой хлеб. С коммерческими съемками ещё сложнее: там очень важно расположение светила на небе или его отсутствие. Мне приходится ловить погоду. 

- Какой у вас временной рекорд?

- Полтора месяца. Мы снимали панорамный тур для компании, которая занимается лесом, и нам пришлось ждать более месяца, когда закончатся проливные дожди. 

- Вашу работу можно назвать прибыльной? Или вам приходится ещё чем-то заниматься?

- Знаете, сколько волка ни корми... Сколько бы человек ни зарабатывал, ему всегда нужно будет больше. Вложения в аппаратуру большие. Но они оправдывают себя на 100%. Дело даже не в оборудовании. Тут важнее знать, что ты хочешь получить, и уметь подать себя.

- Расскажите о ваших клиентах. Насколько количество заказов удовлетворяет ваши ожидания?

- Крупный сегмент, на который я ориентируюсь, – это строительные компании. Может быть, звёзды так совпали: в последнее время их становится больше в Челнах. Это довольно узкий сегмент. Для сравнения, в свадебной сфере заказов много, а в строительстве получить такое количество предложений – большая удача. 

- Вы работали в свадебной сфере?

- Начинал. Потом понял, что это не мое. Свадеб много, заказов много, но конкуренция бешеная. Здесь же можно получить один заказ, но такой, что... Например, за одну съемку можно заработать до 150 тысяч рублей. 

- А редакции журналов заказывали ваши работы? 

- Обычно если предлагают, то бартер. 

- А с какими журналами вы работали?

- Ни с какими (смеется). Их не устраивают мои условия. Когда я начинаю озвучивать их, сразу никто не хочет.

- Есть ли у вас в планах проведение новых выставок?

- Да, я планирую сделать портретную съемку интересных и характерных типажей. 

- Ну и напоследок, какое у вас есть пожелание для начинающих фотографов?

- Слушайтесь маму и папу (смеется). Читайте справочники к программам – вот это уже без шуток, там пишут много интересного. Читайте литературу для фотографов. 

Двумя словами охарактеризовать работы челнинского фотографа можно как панорама в сфере, а его самого можно назвать современным Экзюпери: улицы городов на его фотографиях превращаются в маленькие планеты.

Выставка продлится до 23 июня.

Источник информации: Центр медиакоммуникаций НЧИ КФУ, Полина Низамова, Люция Валиева