9 июня состоялось заседание, посвященное «дорожной карте» Набережночелнинского института КФУ. В автограде главный акцент сделали на инженерном блоке.
На защите присутствовали представители администрации города, работодатели и профессорксо-преподаватльский состав НЧИ КФУ. Перед началом заседания ректору КФУ Ильшату Гафурову продемонстрировали возможности инжинирингового центра Набережночелнинского института КФУ и результаты нескольких реализованных здесь проектов. Можно было увидеть варианты деталей будущих моделей автомобилей, прототипы беспилотных систем, автономные протезы рук, систему переработки мусора... Все это – достижения, которые стали возможны благодаря вхождению института в состав КФУ и получению доступа к использованию общих ресурсов. Причем речь идет не только об университете.
"Я благодарен, что сегодня здесь вместе с нами и представители города, и представители концерна «КАМАЗ». Наша работа должна быть ориентирована на интересы города и предприятий. При этом мы стремимся к тому, чтобы самостоятельно формировать рынок рабочих мест. Ежегодно наши позиции будут улучшаться, однако с каждым годом движение вперед будет даваться все труднее", - заявил Ильшат Гафуров, приветствуя участников защиты "дорожной карты" Набережночелнинского инситута КФУ.
На заседании напомнили, что существует множество критериев оценки эффективности, и один из них - оплаченные предприятиями научные исследования. Набережночелнинский институт КФУ активно работает в этом направлении, и недавно впервые в истории института суммарный объем заключенных договоров превысил 100 миллионов рублей. Это показатель результативности и востребованности того генерального вектора, который было избран Казанским университетом. Такова, по сути, концепция университета - в равной степени развиваются образование, наука и переход фундаментальных исследований в готовые изделия. Этот подход требует больших вложений в инфраструктуру и в сотрудников, однако позволяет повышать свои позиции в будущем.
Однако откуда берутся такие «инвестиции»? Нестандартный взгляд на проблему предложил ректор КФУ, который отметил, что на рост заработных плат и возможность привлечения квалифицированных преподавателей и научных сотрудников не в последнюю очередь влияет стоимость обучения в вузе. В связи с этим впервые озвучили сегодня совершенно новую цифру – утвержденную федеральным центром минимальную стоимость обучения в КФУ. Она составила 102 тысячи рублей и является точкой отсчета при оплате государством образовательных услуг, а значит, и стоимость контрактного обучения не может быть меньше этой суммы. И это правильно, считает Ильшат Рафкатович: качественное образование дешёвым быть не может.
После такого вступления директор Набережночелнинского института КФУ Махмут Ганиев начал свой доклад, посвященный путям развития института и соответствие выбранных мероприятий общей стратегии КФУ.
В Набережных Челнах работает один из самых больших институтов КФУ. На площади более 80 тысяч квадратных метров 9417 студентов получают знания от 525 преподавателей на 30 кафедрах. Кроме того, за последнее время полностью выполнен план по росту заработных плат. Она здесь выше, чем в среднем по республике и составляет 47 тысяч рублей.
Эти данные можно назвать базовыми. При этом сам директор признал, что по многим пунктам установленные показатели динамики выполнены не были, в том числе и по привлечению студентов. Однако замечен значительный рост привлечения средств на НИОКР. Как уже говорилось выше, это доказательство востребованности исследований, и в тех случаях, когда ученые не могут публиковаться в научных журналах (например, из-за закрытой темы исследований), именно приток финансов становится показателем эффективности.
В качестве методов воздействия на рост университета Махмут Масхутович предложил концепцию поддержки молодых ученых и привел в качестве примера несколько уже имеющихся проектов, в реализации которых заинтересованы промышленные предприятия региона. Один из них направлен на восстановление речевых способностей у билингвов, то есть людей, владеющих двумя языками. К слову, этот проект вызвал множество вопросов у руководства вуза. Например, спорным моментом стало отсутствие взаимодействия челнинских исследователей с коллегами из Казани, работающими в том же направлении – участники заседания подчеркнули, что это не частная, но комплексная проблема, с которой НЧИ КФУ необходимо бороться особенно тщательно.
Вообще сегодня ректор КФУ четко обозначил, каким видит Набережночелнинский институт в будущем. Так, ученые здесь должны сконцентрироваться на инженерном направлении. Основной единицей продвижения этой идеи является формирование базовых кафедр с предприятиями региона.
"Базовые кафедры сконцентрируются на переходе от виртуальных моделей к реальным прототипам. Таким образом, мы глубже интегрируемся в производственные циклы предприятий, и на нашей базе создается центр машиностроения КФУ. Мы получаем дополнительные ресурсы и повышение компетенций сотрудников, а предприятия получают патенты и реально действующие технологии", - рассказал Махмут Ганиев.
Основные трудности в защите возникли при отходе от обсуждения инженерных наук. Гуманитарный блок института не произвел впечатления на участников совещания. НЧИ не сумел продемонстрировать успехов ни по показателям эффективности, ни в достижении поставленных ранее целей. Так же расплывчато выглядели и предложенные институтом шаги по развитию этого блока, в то время как общие слова не применимы для стратегического документа которым и является "дорожная карта".
"У всех проектов должен быть бюджет, ресурсная подкрепленность, люди, владеющие компетенциями для работы, которые подтверждались бы научными статьями. Таких «пустых» презентаций быть не должно. Со следующего года - и этот приказ уже вышел, - претенденты на должности заведующих кафедр должны пройти обучение в корпоративном университете КФУ. Люди должны знать те цели, к которым идет университет в целом, - прокомментировал ректор КФУ выступление докладчика. - Ваш институт политехнический, у нас нет необходимости готовить здесь гуманитариев. Если в Казани мы можем расширить базу под подготовку юристов и экономистов, то инженерное направление мы без вас не сделаем, поэтому, думаю, вам лучше сконцентрироваться на том, что у нас получается лучше всего. Первую часть доклада я принимаю, инженерное направление отвечает требованиям", - заявил Ильшат Гафуров.
Спор получился нешуточный, но только в споре рождается истина. Не добавил оптимизма и доклад Марата Сафиуллина. По естественнонаучному направлению автоград показал худшую динамику. Основная финансовая модель института завязана на платной образовательной деятельности, при этом стоимость обучения ниже по сравнению с аналогичными направлениями в Казани, что неприемлемо в рамках одного университета. Привел проректор по вопросам экономического и стратегического развития КФУ и сравнительные цифры:
"Здесь занято 15% преподавателей и студентов КФУ. Все эти люди дают только 2% от средств НИОКР и 5% от научных публикаций. И это при том, что здесь лучшая инфраструктурная база", - подчеркнул Марат Рашитович.
Действительно, огромный ресурсный комплекс инженерного блока КФУ сконцентрирован именно в Набережных челнах. Поэтому ректор снова отметил целесообразность почти полного исключения из института направлений обучения юристов и экономистов.
В итоге рекомендации для института звучат строго, но того требуют надежды, возлагаемые на подразделение – необходимы серьезные изменения в стратегии. Например, за дополнительным финансированием следует обратиться к проектам Камского инновационно-производственного кластера. Должное внимание должно быть уделено работе с субъектами малого и среднего бизнеса. Именно в контакте с промышленностью кроется секрет успеха института. При этом не уходит на второй план стратегический партнер КФУ – ПАО «КАМАЗ». Проекты, формируемые с предприятиями, должны охватывать полный производственный цикл. Инженерное направление в институте должно составлять не менее 70%. Полностью исключить гуманитарные образовательные программы, ввиду того, что по ним сегодня обучается около половины всех студентов института, невозможно, однако даже они должны приобрести профильную специфику. Например, директор Института управления экономики и финансов Наиля Багаутдинова предложила перепрофилировать образовательные программы по экономике на «экономику промышленности». Аналогично сузится фокус юридических программ.
На заседании выступил также заместитель руководителя Исполнительного комитета города Набережные Челны Рамиль Халимов, который в своей речи отметил, что, как показали результаты опроса выпускников школ, большая часть из них собирается поступать в КФУ и обучаться в его Набережночелнинском институте. Также он выразил благодарность институту за активное участие в жизни города: "Спасибо институту за большое количество проводимых мероприятий, за оригинальный подход к тому или иному событию. Выражаю благодарность руководству института за участие в городских мероприятиях. Когда бы мы не обратились, Набережночелнинский институт КФУ всегда с готовностью откликается".
Заведующий кафедрой конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств, главный технолог ПАО "КАМАЗ" Равиль Хисамутдинов сказал, что принимая участие в создании "дорожной карты" ПАО "КАМАЗ" ориентировался на самые лучшие разработки предприятия. Совместно с отечественными и зарубежными компаниями создали концепцию интеграции, что привело к реализации успешных проектов с Набережночелнинским институтом КФУ.