Незабываемая встреча с «Гением века» состоялась у студентов – культурологов П курса 24 мая.
«Гений века» - это уникальная выставка полотен из двух музейных собраний, первый проект долгосрочной программы сотрудничества Государственной Третьяковской галереи с Государственным музеем изобразительных искусств РТ. Выставка посвящена одной из блистательных эпох русского искусства - первым десятилетиям ХХ века. Прорыв в искусстве совершался отдельными личностями, которые формировали художественный облик времени. Их миссия состояла в том, чтобы передать дух («genius») времени в адекватных выразительных формах. В экспозиции представлено более 80 произведений почти всех основных направлений искусства XX века из собраний двух музеев.
«Гений века» - это поиск красоты, размышление о понимании этого феномена каждым художественным направлением. Эмблемой и жемчужиной выставки стала Царевна-лебедь М. Врубеля, одно из его знаменитых произведений на тему сказочного эпоса. Эту известную работу редко выставляют в других городах и странах. Она не покидала стен Третьяковской галереи более четверти века, но ради такого проекта сделали исключение.
«Царевна-лебедь», расположенная в центре зала, совсем по-иному воспринимается в том окружении, в котором она находится в экспозиции, что позволяет зрителю раскодировать заложенные в этом образе символические смыслы. В приглушенном рассеянном свете волшебно мерцает ее дымчатое, отливающее розовым оперение и сотканная из воздуха фата, и жемчуг, украшающий кокошник, и драгоценные перстни. Ее томный прощальный взор и сгущающиеся синие сумерки с багряной полосой заката и красными огнями вдали не предвещает ничего доброго, порождая тревожные настроения. Царевна уплывает во тьму, оставляя зрителя в состоянии печали, смятения, прощания с былым и предчувствия нового. В волшебном театре М. Врубеля, родоначальника живописи ХХ века и русского символизма, «Царевна-лебедь» - кульминация и конец сказочной темы.
Так началось наше путешествие по Серебряному веку русского искусства. Врубель, Ларионов, Коровин, Гончарова, Кончаловский и др. От символизма к первым постреволюционным работам. Исказить пропорции, поэкспериментировать с цветом и формой, чтобы выразить смысл - таким видели мир эти мастера кисти, таким его увидели и мы, зрители. В экспозиции встретились полотна, которые задумывались как парные (например, “Провинциальный франт” и “Провинциальная франтиха” Ларионова), хранящиеся в разных музеях.
Выставка удивляет, завораживает, потрясает. Необычна и специально разработанная для этой экспозиции архитектура выставки. Оформление стен, освещение, цветовая гамма помогали открывать историю каждого отдельного полотна и считывать его смыслы.
Для студентов-культурологов это большая удача иметь возможность постоянно знакомиться со все новыми и новыми произведениями искусства из знаменитых музеев в центре Эрмитаж-Казань, а теперь и из Третьяковской галереи, где для Казани уже готовят новые экспозиции.