31 мая 2017
"Максимы" от Максимова

Вольная стенография встречи студентов и преподавателей Елабужского института КФУ с писателем и журналистом Андреем Максимовым.

«Счастливому человеку жизнь должна – радоваться, поощрять его в этом редком даре», - писала Марина Цветаева. Увидеть такого человека, послушать его, задать ему вопросы смогли студенты и преподаватели нашего института в конце мая. Быть счастливым по Андрею Максимову – «проживать сообразно собственным желаниям - собственную жизнь».

Рассказывать о том, что Андрей Маркович сделал и делает сегодня, сложно. Есть риск утонуть в информации: десятках книг, тысячах взятых интервью, уникальных телепередачах прошлых лет и сегодняшних («Дежурный по стране», «Наблюдатель»)… Легче заглянуть к нему на страницу в Фейсбуке и узнать обо всем от хозяина: «Это мой дом. Здесь я живу. Если не выхожу в сеть, значит, нахожусь в командировках». Кроме того, «системная» информация собрана и обновляется на сайте www.amaximov.ru.

А вот поблагодарить «виновницу» встречи мы обязаны! Это выпускница нашего вуза, предприниматель из Москвы – Земфира Морозова. «Елабужский институт – мой родной, любимый, я часто вспоминаю его, - призналась Земфира Айратовна. - Мне было очень важно привезти сюда этого замечательного человека. Он всегда интересен, его передачи увлекают и заставляют задуматься. Мы очень долго общались на тему психофилософии. Она действительно работает – в этом я убедилась на собственном опыте».

Все остальное – от первого лица. Пересказывать речи, где чуть ли не каждая вторая фраза является афоризмом, тоже не имеет смысла. Но, кстати, это только сливки, весь кувшин достался участникам встречи, которую нельзя было пропустить.

Взять или получить?

Я очень надеюсь на ваши вопросы и начну с объяснений причин, по которым вы не хотите их мне задавать. Первое: стесняетесь. Наглый плох, стеснительный хорош. Но стеснительность – высшее проявление высокомерия, синоним равнодушия. Стеснительный не думает о других. У меня есть большой круг тем, о которых я могу говорить, но для того чтобы говорить о том, что вам интересно, нужны вопросы.

У меня есть теория о том, как получать информацию от людей. Спросите себя: вы пришли для того, чтобы что-то получить от меня или взять? Думаю, что получить: приду, сяду, а «дяденька из телевизора» мне что-то расскажет. Или иду для того, чтобы что-то взять и понимаю, что именно. Психологический настрой – одна из самых главных проблем общения. Не настраиваем себя осознанно, настроимся неосознанно. Когда вы идете на лекцию, что планируете: взять или получить? Как правило, получить. И в результате вы получаете не то, что вам нужно, а то, что вам дали.

Призвание - желание делать то, что нравится

Часто ли вы задавали себе вопрос: «Зачем»? Человек, который учится только для того, чтобы найти себе потом нормальную работу, а специализация ему не особо нравится, выбирает себе несчастную жизнь. Это безумие. Не бывает счастливого человека, который делает то, что ему не нравится. Призвание - это желание что-либо делать. Желание – это чувство. Как только человек забывает про свое желание, жизнь заканчивается. Он дальше живет не так, как ему хочется. Многие люди живут так.

Это все равно как жениться по расчету на женщине, у которой много денег, что никогда не приводит к счастью. Выбор призвания – это выбор счастья или несчастья, а не заработка. Больной человек может быть счастлив? Может. Здоровье не является обязательным признаком счастья. А что является? Дом, семья и работа. Если у человека хорошая семья и хорошая работа, он счастлив. А заработок сам по себе счастья не приносит. У меня на консультациях бывает очень много богатых людей, но они приходят ко мне, потому что им плохо. Потому что в дуальном варианте семьи и работы что-то одно выпадает.

Мама сказала: «Выпендривайся!»

Всем хорошим я обязан родителям, всем плохим – жизни. У меня были потрясающие родители. Папа – поэт, писатель, журналист, известный в свое время, мама была мамой, которая жила ради меня и папы. Я жил в любви и с ощущением постоянной защиты. В третьем классе я написал: «Мама готовит очень вкусное харчо». Учительница зачеркнула «харчо» и написала «харчи». Мама сказала, что «она не очень умная, не обращай на неё внимания». Учительница действительно была уникальной. Я написал: «Белочка вынюхивает и щелкает орешки». Она исправила: «…ищет и ест. Не надо выпендриваться». Мама сказала: «Выпендривайся!».

Поступок, который во многом определил мою жизнь, отношение к творчеству – это история с запиской для неё. Написал «Я пошел гулять» и оставил листочек на столе. Прихожу, она сидит грустная. Кстати, мама никогда не ругалась. Спрашивает: «Что ты написал? Что за тоска? Ты должен написать так, чтобы я прочла и у меня какие-то эмоции появились. Раз уж берешься писать текст». …Дальше я попал в газету, потом на телевидение, которое совсем не мягкое место. Мама умерла 11 лет назад, я очень ощущаю её отсутствие. С любой проблемой (по работе, с девушками) мог прийти к ней. Рассказывал, она давала советы. И все потом происходило так, как говорила мама.

Детям нужна только хорошая семья. И учитывать нужно желания людей близкого круга, то есть людей, которые нас принимают такими, какие мы есть. Если человек не понимает наши желания, то надо подумать, нужно ли с ним общаться вообще. Это чужой человек.

Чему не учат в школе

Человек, который идет в школу, должен понимать, что это учреждение, мало приспособленное для обучения. Если вы проведете ревизию, какие знания у вас остались после школы, то поймете, что знаний осталось не так много. Как и у меня. Что не делает школа? Первое, она должна учить ребенка учиться. И объяснять, что учиться - это хорошо. Подавляющее большинство детей этого не знает. Второе – она должна помочь ребенку найти призвание. И относиться к этому серьезно.

Как сдать зачет? Влюбиться!

Становится все труднее мотивировать студентов? По-другому и не будет. Не будет даже в благословенной Елабуге творческих людей больше, чем нетворческих. Хороший преподаватель может дать некие с его точки зрения правильные вещи, а студент может их взять. Или нет. В течение первых двух лет, если беру мастерскую факультета журналистики, пытаюсь убедить студентов, что учатся не для оценки, а для себя. Начинаю второй семестр первого курса с зачета, которым семестр заканчивается: «Зачет получили. Дальше мы будем пытаться получать знания». Приходит девочка Маша на экзамен, ничего не знает, говорит: «Я влюбилась». Ставлю пятерку: «Я пересдам». – «Не надо пересдавать. Ты учишься для себя, а не для меня».

Тайна телевидения

Создать свою телепрограмму невозможно. Телевидение – это бизнес, не искусство. Решают всё руководство, продюсеры. Не было ни одной ситуации, когда реализовалась бы моя идея. Карьера телевизионного человека строится таким образом: приходишь на телевидение и делаешь то, что тебе дают. Постепенно ты обретаешь имя, тебе предлагают что-то иное. К сожалению, придумать свою программу, наверное, можно, но должно произойти невероятное совпадение, чтобы ваша идея показалась продюсеру с точки зрения бизнеса хорошей и именно в тот момент, когда вы её принесли. Возможно, такие случаи есть. Мне не встречались.

Как родилась психофилософия

Как не сломаться? Слышать нужно всех, слушать себя. Стараться жить осознанно, то есть понимать, что ты делаешь и зачем.

Общество говорит: «Надо готовить больше инженеров». Но я не хочу идти в инженеры. «Счастье – это когда ты богат и знаменит», - говорят каждый день с экрана телевизора. Кто-то станет счастливым от этого, кто-то нет. У меня большой круг общения, среди них есть очень известные люди. О некоторых думаешь: не дай Бог жить с такими внутренними мучениями.

Психофилософия была придумана, когда я понял, что 100% людей являются психологическими консультантами. Но это неправильно, потому что Господь – штучный мастер. Родители говорят: «А вот я делал так, поэтому и ты делай так». Но это их опыт. А раз так, то нужна некая система, которая помогает помогать. Система не зависит от опыта. Дальше идет создание реальности. Называется она психофилософия, потому что у каждого человека есть психика и своя философия. Если человек придет ко мне со своими проблемами, я должен понять его философию.

Устраивать или подчиняться

Что делать людям в возрасте? За последние лет 70 в России с голоду никто не умер. Великий сказочник Павел Бажов написал свою первую сказку карандашом на бумажке в 58 лет. Психофилософия, которой я занимаюсь, говорит о том, что в жизни человека никогда не бывает тупика, всегда есть горизонт. Мама моей близкой подруги обрела счастье в 83 года. Я видел её: она предельно, абсолютно счастливый человек. К ней вернулся человек, который был её первой любовью. Люди не меняют свою жизнь ни потому, что не могут, а потому что не хотят, находят массу причин для этого: надо обеспечивать семью, жизнь пошла, куда пошла...

Виктор Франкл, один из величайших психологов 20 века, в 1939 году попал в Освенцим, будучи евреем. Что он сказал себе? Я должен использовать эту ситуацию для того, чтобы посмотреть, как существуют люди в предельных обстоятельствах. Когда вышел, был настолько слаб, что не мог сам писать и диктовал свою книгу. Стал одним из величайших психологов мира, придумал «логотерапию». Нет никаких обстоятельств. Как мы хотим устраивать жизнь, так она и устраивается. Мы либо подчиняемся этой жизни, либо её строим.

Мне 58 лет, в 37 лет решил, что хочу поставить спектакль по пьесе Александра Пушкина «Борис Годунов». У меня не было ничего, но я четко усвоил, это комедия «о настоящей беде Московскому государству». Поставил в театре Ермоловой с Мишей Жигаловым и Верой Глаголевой. В 47 лет решил заняться психологией. Я был известным телеведущим, у меня издавались книги, но я понял, что очень хочу этим заниматься.

Вывод следующий: надо жить так, как хочется. Не так, как тебе указывает кто-то. Только желания необходимо отличать от прихотей. Выбор человека невелик. Либо живешь сообразно собственным желаниям и проживаешь собственную жизнь, либо - сообразно чужим желаниям и чужую жизнь. Все. Третьего не дано.

Вместо заключения

«Разумеется, встреча необыкновенно интересная как встреча с любым талантливым, мыслящим человеком, ведь она обогащает каждого из нас, - сказал, завершая разговор, профессор кафедры русского языка и литературы Анатолий Разживин. - Правильный мы все-таки формат выбрали: был нужен именно разговор, диалог. Возможно, среди нас есть те, кто в чем-то не согласен с тем или иным суждением, но, тем не менее, главный результат этого действа – наша рефлексия: встреча заставляет задуматься над многими вопросами, многими проблемами».

Мавлида Сираева

Источник информации: газета Елабужского института КФУ «UNIвести»