17 мая 2017
Сегодня надо думать о навыках, которые могут пригодиться завтра. Завтра будет поздно

Череда лекций и мастер-классов для студентов ВШЖиМК продолжается. На этот раз Казанский университет посетил главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, который затронул тему новых информационных вызовов и угроз.

Журналистика – это профессия, которая неотделима от мира. Все изменения в нашей жизни, вызовы, угрозы находят в ней свое отражение. В связи с тенденциями общество бросило вызов журналистике  сначала в лице интернета, а затем - социальных сетей. Сайт «Эхо Москвы» был первым среди традиционных медиа. Редакция понимала, что одним радио не обойтись. Венедиктову, на тот момент директору информационной службы, говорили, что он сошел с ума, а сайт называли «игрушкой Венедиктова». Но они попали на эту волну, причем сайтом главный редактор гордится больше, чем самим радио.

Буквально 4 дня назад радиостанция приняла решение о создании отдельной редакции с отдельными журналистами, которые придумают, как использовать соцсети для потребителя. «Мы поняли, что начали отставать. Мы уже не успели. В России нет ни одного медиа, которое бы правильно работало в соцсетях. Никто не знает, что это такое», - заявляет Алексей Венедиктов.

Журналист, который пишет статью для журнала, и журналист, который пишет статью на сайт, это два разных навыка, две разные истории. Сейчас появилась третья. Аудитория, которая потребляет «The Washington Post» через Facebook, Twitter или Instagram, это другие люди. Поэтому редакция «Эхо Москвы» наняла людей «с другими мозгами», другими умениями.

Сегодня основная платформа большинства медиа – социальные сети. За 4 года радиоаудитория «Эха Москвы» потеряла 15 % в абсолютных числах: раньше слушало 820 тыс., а сейчас 700 тыс. человек по Москве. Так же 4 года назад сайт радио посещало около 800 тыс. уникальных пользователей и имело 5 млн. визитов в день, сегодня в среднем – 700 тыс. слушателей и 3,5 млн. визитов. «Потери, вроде так. Позор. Кошмар. Но на нашем Twitter’е 1 млн. 200 тыс. подписчиков. Одна часть перешла, а другая точно пришла. Аудитория совместно расширилась, значит, мы им там не нужны, и надо сделать так, чтобы мы здесь им были нужны», - поделился Алексей Винидиктов.

Социальные сети – это вызов, который будет принимать каждый желающий попасть в журналистику. Он должен задуматься о своих будущих компетенциях сейчас. Сегодня вас берут на одну работу с определенными навыками, а через 2 года – вы уже будете не нужны, потому что появятся люди более конкурентоспособные.

Все чаще мы сталкиваемся с фейковыми новостями, а в обиход современной журналистики вошло понятие «фактчекинг». В связи с этим сегодня, по словам Венедиктова, главной функцией журналиста является фильтрация, а новой угрозой журналистики – «fake news».

Создать фейковую новость просто, а вот последствия бывают большие. Когда Никитина обвинили в терроризме в Санкт-Петербурге, его фотография моментально разлетелась по социальным сетям. Все поверили, в том числе традиционные медиа. В итоге СМИ создали фейк ньюс, а человек потерял работу, уважение, ему сломали жизнь. В день взрыва, когда уже было установлено, что Никитин является невиновным, он должен был лететь домой. «Его пропустила безопасность, уже было сказано, что это не он. Пассажиры самолета не впустили его, потому что они видели эту фотографию: кто в соцсетях, а кто на экранах телевизора. А это еще человек, который перешел в Ислам, носит традиционную одежду. Подозрительно. А потом выясняется, что он капитан ВДВ, что воевал в Чечне», - делится Венедиктов. В прямом эфире главный редактор извинился перед Никитиным, потому что его имя редакция так же упоминала.

Главный капитал медиа – это доверие аудитории, его репутация. СМИ важно уметь осознавать свою ошибку, так они сохраняют свою репутацию. Но Алексей Венедиктов запрещает своим журналистам извиняться в прямом эфире: он взял это дело на себя. Так они понимают, что допустив ошибку, они подведут главного редактора.

«На самом деле мне кажется, что СМИ соотносится с тремя вещами. Это есть правило трех Р. Я его сам придумал, я его сам опровергаю: рейтинги, реклама, репутация. Рейтинги – это охват аудитории, реклама – это бизнес, что приносит вам деньги, репутация, которую померить нельзя, это когда тебе первый вице-премьер говорит: «Я вчера читал тебя на Facebook, интересная история», - поясняет Венедиктов.

Современная журналистика является угрозой для традиционной. Главный редактор радиостанции считает, что у нее есть будущее. Примером является его личный журнал «Дилетант». Он начал его издавать 1,5 года назад. У журнала растет подписка, тираж, расходы и доходы, он востребован. По словам Алексея Венедиктова, важен не носитель, важно найти свою аудиторию. Молодая аудитория предпочитает картинки, а люди старой закалки – толстые тома. «Дилетант» уделил внимание всем: он имеет и фото, и текст, даже кроссворды. Журнал нашел свою аудиторию.

Свой мастер-класс Алексей Венедиктов закончил двумя мыслями, которые явно запомнил каждый присутствующий. Не нужно быть скромным, это неположительное качество для человека. Оно ограничивает его деятельность, а в журналистике это явно отрицательно отразится на репутации. Быть первым хочет каждый, но важно найти свою стезю и вкладывать в нее, а не пытаться быть лучшим во всем, ибо это невозможно.

Источник информации: Ирина Егорова 2 курс. Фото автора.