15 мая 2017
Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования ИМОИиВ КФУ был организован показ фильма "Мухаммад – пророк Всевышнего"

Ресурсным центром по развитию исламского и исламоведческого образования ИМОИиВ КФУ был организован показ фильма «Мухаммад – пророк Всевышнего»

В первые числа мая в Национально-культурном центре «Казань» состоялся показ фильма иранского режиссера Маджида Мажиди «Мухаммад – пророк Всевышнего», выпущенного в 2015 году и повествующего о детстве пророка Мухаммада.

Организаторами показа выступил Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета.

Среди приглашенных зрителей были представители аппарата Президента РТ, Центра реабилитации и адаптации бывших осужденных, исполкома «Всемирного Конгресса Татар», Казанского межрегионального центра экспертиз, Центра исламоведческих исследований АН РТ, Духовного управления мусульман РТ, Управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по РТ, Отдела по взаимодействию с религиозными и общественными организациями ИКМО г.Казани, преподаватели Казанского федерального университета, Российского исламского института, Казанского исламского университета, студенты Казанского федерального университета, Российского исламского института, медресе Казани и др.

По завершении показа организаторы попросили зрителей поделиться своими впечатлениями после просмотра фильма, с которыми можно ознакомиться в видеоматериале по ссылке https://youtu.be/OrAAmHzheO0.

Также мы попросили наших экспертов составить отзывы о фильме, которые представляем Вашему вниманию

Шаг в нужном и правильном направлении для объединения всех Людей Книги

Впечатления после просмотра кинофильма «Мухаммед – посланник Аллаха», остались несколько смешанного характера. Мои знания биографии о нашем любимом пророке, мир и благословения Аллаха будут с ним, несколько отличаются от изложенных в фильме. Но тем, не менее, как говорилось в предисловии фильма, это всего лишь собственное видение автора. Основное внимание работы сконцентрировано вокруг периода времени пророка-юноши с уклоном на преддверие к пророчеству, хотя мы знаем, что юный Мухаммед не обладал ни знаниями, ни способностями исцеления или чудо деяниям, как в случае с Халимой и обширным уловом, показанном в фильме. Эти, на мой взгляд, мифические эпизоды, наводят параллель на чудеса творимые Иисусом. Когда Мухаммед уединялся в пещере Хайра, где к нему снизошли первые откровения, на указание Всевышнего «икра», он ответил: «я не могу, я не грамотен» как факт его неведения о предстоящем пророчестве и лишь только Варака, дядя Хадиджи, предсказал ему его пророчество как Моисея.

Но хочется также отметить очень положительный месседж этого кинофильма, как образовательного и указывающего на взаимосвязь всех авраамских религий. В сюжетах фильма уделяется много внимания на восприятие Мухаммеда как давно ожидаемого пророка как иудеями, так же и христианами.

Общая отметка работы должна быть положительна и воспринята «доморощенными критиками» как шаг в нужном и правильном направлении для объединения всех Людей Книги, как об этом указывает Всевышний в своем последнем откровении к человечеству.

Педагог и эксперт международных отношений США - Россия – Даниил Апокорин

 

Хватит воевать, давайте объединяться

Нужно сразу сказать, что фильм «Мухаммад» иранского режиссёра М. Маджиди, при всех недочётах и спорных моментах, пожалуй, один из лучших на мой взгляд фильмов на религиозную тематику, которые вышли в последнее время. Это поистине эпическое произведение, многообразное и спорное, но, безусловно, необходимое современному зрителю, особенно в мусульманских регионах России.

Если рассматривать фильм с технической стороны, то он сделан очень добротно: органичный антураж, прекрасный актёрский состав, соблюдение меры при употреблении спецэффектов, сам характер спецэффектов ненавязчив и сделаны они на высоком уровне. Изящно создателям фильма удалось воплотить запрет на изображение лиц Пророка и Али ибн Абу-Талиба (похожий приём был применён в фильме «Бен-Гур» 1959 года в отношении образа Иисуса Христа).

Сразу оговорюсь, что неверно было бы рассматривать данный фильм с точки зрения исторической достоверности. При всей историчности документов  VI-VII века и успехах общей и библейской археологии, о бытовой стороне жизни того времени известно слишком мало, чтобы требовать от режиссёра доскональной достоверности. А – главное, задачи фильма совершенно другие.

С точки зрения содержания – фильм для нашего зрителя будет достаточно необычен. И дело даже не в том, что в фильме, закономерно, ярко прослеживается влияние шиитской традиции. Создатели фильма очень последовательно иллюстрируют идею единства всех верующих «веры Авраамовой», «людей Писания». Сам антураж фильма построен таким образом, что в определённый момент ловишь себя на мысли о том, что на экране, не зная имён героев, невозможно внешне или по поведению различить иудеев,   христиан и арабов – будущих (а затем и – фактических) почитателей и последователей Мухаммада. Хотя, говорить о последователях в фильме не приходится: создатели киноленты ограничиваются событиями, предшествовавшими рождению Пророка Мухаммада и его юношескими годами.

Поддержанию этого образа способствуют множественные отсылки авторами фильма показываемых событий к ветхозаветным (а в конце фильма – и новозаветным) сюжетам, а то и проведение прямых параллелей (например, дед Пророка Мухаммада - Абд аль-Мутталиб сравнивает его дядю Абу Лахаба с Каином и т. д.). 

Однако, в этой тенденции заключается момент, который может быть воспринят частью зрителей неоднозначно. Всё-таки, в мусульманской традиции Пророк Мухаммад воспринимается прежде всего, как человек-величайший из пророков и последний из них, но создатели фильма последовательно демонстрируют его БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ сущность. Воскрешение мёртвых наложением рук, исцеление словом и др. Логическим завершением богочеловеческого образа Пророка Мухаммада в фильме становится его признание христианским священником.

Это очень деликатный момент – взаимоотношение героев фильма, семьи Пророка Мухаммада, с иными конфессиями. В частности, конфликт с иудеями Аравии, признающими в юном Мухаммаде нового Мессию, показан нелогично. Всё-таки Мессии в иудейской традиции принято поклоняться и подчиняться, а не пытаться похитить его у родственников. И примирение иудеев с мусульманами также в фильме показано неубедительно: с какой стати купец Самуил оказывается духовным лидером аравийских иудеев? Путь от купца до духовного лидера не показан, поэтому в фильме очевидно логическое несоответствие.

Что касается взаимоотношений мусульман и христиан, то показаны они в фильме очень доброжелательно, если не сказать - трогательно: христиане выступают искренними защитниками Пророка Мухаммада и членов его семьи. Один нюанс – создаётся впечатление, что создатели фильма абсолютно ничего не знают о христианстве. Опустим огрехи в создании образа христианского священника в Азии VI века,  в американских фильмах они куда хуже. Но в фильме христианский священник называет Пророка Мухаммада новым Спасителем. Вот это – грубейшая ошибка. Хочется надеяться, что речь всё-таки идёт о неточности перевода.

И всё-таки в целом же фильм производит отличное впечатление. Пропагандируемая в фильме «Мухаммад» идея мира и духовного единения всех «людей Писания» резко отличается от идеи западно-европейского экуменизма, поскольку авторы признают право каждой авраамической конфессии веровать по собственным законам. Также фильм так же резко контрастирует и с рядом образцов азиатского кино, пропагандирующими безусловное превосходство мусульманского мира над всеми иными конфессиями. Поэтому фильм «Мухаммад» является, как минимум, выдающимся явлением современного иранского кинематографа.

Горин А. А., к. и. н., доцент кафедры религиоведения ИСФН КФУ

Источник информации: Резеда Сафиуллина