06 мая 2017
В КФУ открылись уникальные курсы повышения квалификации по направлению инклюзивного образования

В Институте психологии и образования КФУ стартовали курсы повышения квалификации по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями, а именно с комплексными нарушениями развития.  Курсы эти проводятся для специалистов дефектологического профиля. Это означает, что по окончанию  курса они будут обладать современным и необходимым набором технологий, требуемых для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Как рассказала руководитель проекта разработки курсов повышения квалификации этого направления, заведующая кафедрой дефектологии и клинической психологии  Института психологии и образования КФУ Анна Ахметзянова, данная программа предназначена для учителей-дефектологов, учителей-логопедов,  педагогов-психологов дошкольных организаций  компенсирующего и комбинированного вида, детских домов и реабилитационных центров, имеющих высшее профильное образование. По ее словам, работа над созданием программы курса шла на протяжении двух предыдущих лет. Сотрудники кафедры дефектологии и клинической психологии ИПО КФУ провели колоссальную по объёму подготовительную работу – многие элементы, использованные в этой образовательной программе, применяются впервые и разработаны самими учёными ИПО КФУ. Аналогов в России у неё нет.

Уникальность этих курсов повышения квалификации, как объясняют разработчики,  в возможности прослушать лекции по специально отобранным узкопрофильным предметам по направлению работы с детьми с тяжёлыми комплексными нарушениями развития. К слову,  с такой категорией детей раньше практически никто не работал. На данный момент в республике не сформировано даже базы данных по детям с комплексными нарушениями развития. Такая база данных во многом облегчила бы работу по социальной поддержке и реабилитации как детям, так и семьям, в которых такие дети воспитываются. Именно сейчас одним из приоритетных направлений государственной поддержки является сфера инклюзивного образования, являющегося неотъемлемой частью социально-психологической работы и поддержки, а значит, и успешной социализации таких детей.

Важным моментом, раскрытым в программе курсов повышения квалификации ИПО КФУ для дефектологов является обучение выделению детей с тяжёлыми комплексными нарушениями развития от массы остальных детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведь зачастую у дефектологов по тем или иным причинам не сформировано навыка определения  дополнительных нарушений развития. Часто бывает так, что эти нарушения идут в комплексе и определить их достаточно сложно. Несвоевременное выявление всего комплекса нарушений развития может привести к тому, что  коррекционная работа и лечение ребёнка могут пойти по уже выявленному, но не всегда основному и ведущему диагнозу.  Это одна определённая модель и тактика работы с ребёнком. В иных случаях и при иных диагнозах модель будет уже совсем другой. Важно понимать, насколько адекватными реальному состоянию ребёнка  будут методы и технологии работы с ним – чем больше налажена такая диагностика, тем успешнее будет результат всей работы. А ведь это, в конечном итоге, судьба человека.

Анна Ахметзянова добавляет, что до работы учёных ИПО КФУ над  этой образовательной программой, в российском обществе не считалось нужным  вести коррекционную и развивающую  работу с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития – раньше речь шла лишь о социальной защите. Возможность получения образования такими детьми даже не рассматривалась. Отсутствовали программы их обучения, хотя многие из них неплохо обучаемые и могут применять полученные навыки для успешной социализации.  Просто нужно найти свой путь к работе с такими детьми. Поиск такого пути - еще одна уникальная особенность нового курса.

«Мы попытались на стажировочных площадках в рамках курса повышения квалификации для дефектологов показать, как с такими детками работают дефектологи в республике Татарстан. Мы показали несколько площадок, одна из которых – это детский дом для отказников. В нём находятся дети, мамы которых узнали о таких врождённых нарушениях развития у своих детей и отказались от них. Психолого-педагогической помощи  в детском доме практически нет, но сами врачи делают для детей очень многое. И этот опыт очень важен и ценен для слушателей наших курсов: врачи рассказали им о том, что делается в работе с детьми, и о том, чего они ждут от дефектологов и психологов, чего им не хватает  в их работе», – рассказала разработчик.

Ещё одна площадка – это  детский сад Казани, где оборудована первая в Татарстане  лекотека (новая форма службы ранней помощи детям от 0 до 7 лет, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с проблемами обучения, развития и адаптации. Главные особенности лекотек – субъектный подход к детям и родителям, поддержка развития самостоятельности детей в различных видах деятельности, вовлечение родителей в реализацию индивидуальной программы для ребенка. Игровые методы в лекотеке занимают центральное место). Здесь слушателям курса показали, как работают с  такими детьми в том случае, если родители заинтересованы  в  судьбе ребёнка.

Однако с детьми более старшего возраста тоже необходимо работать для их адаптации в обществе, и с этой задачей справляется ещё одна площадка, где слушатели тоже получили очень важный опыт. Так, в детском психологическом центре «Росток» дефектологи и логопеды целенаправленно работают с детьми с нарушениями развития уже более старшего возраста.

Ещё одной площадкой для слушателей курса стал детский сад комбинированного типа в городе Зеленодольске, где воспитатели, психологи и педагоги занимаются с самыми сложными случаями комплексного нарушения развития у детей. Их опыт, безусловно, тоже очень важен для понимания всех необходимых элементов работы с такими детьми.

Разработчики курса подчёркивают, что на сегодняшний день завершен только первый этап работы. Сейчас слушатели курса возвращаются на свои рабочие места и в течение более чем одного месяца, вплоть до 16 июня, когда разработчиками будет проведён завершающий круглый стол, будут проходить второй, стажировочный, этап. В этот период они должны, с учётом полученных на первом этапе знаний и навыков, продиагностировать детей, с которыми работают, и попытаться определить, нет ли среди них случаев тяжёлых комплексных нарушений развития. Таким образом, планируется уже начать формировать базу данных таких детей по республике Татарстан.

Как поделилась Анна Ахметзянова, заявок на прохождение новых курсов поступило очень много, но отбор претендентов был очень строгим. После тщательного анализа условий и места работы кандидатов были исключены варианты, где в наименьшей степени вероятна возможность работы с детьми с тяжёлыми комплексными дефектами развития. Таким образом, было отобрано всего 25 дефектологов со всего Татарстана. Для этой сравнительно небольшой группы учёными ИПО КФУ были разработаны специальные диагностические пособия и диагностические материалы для работы с такими детьми.

На итоговом круглом столе 16 июня каждый из участников проекта представит результаты своих собственных практических изысканий. В дальнейшем планируется продолжение работы над этим направлением. Анна Ахметзянова рассказала, что  возможно повторное проведение курсов повышения квалификации дефектологов, но и это ещё не всё: кафедра дефектологии и клинической психологии ИПО КФУ готова подготовить волонтёров к работе с семьями, в которых воспитываются дети с комплексными нарушениями развития. На основе полученной информации планируется создать наиболее полную базу данных по соответствующему контингенту в республике Татарстан. Это необходимо для того, чтобы начать последовательную и полноценную работу по социально-психологической помощи и сопровождению таких детей. 

Источник информации: Дина Зарипова