Ключевой потребностью и, одновременно, действенным инструментом развития российских рынков труда и образования можно считать качество и тесно связанные с этой категорией понятия «репутация», «признание», «компетентность», «профессионализм». Это обстоятельство определяет одно из направлений эффективного развития системы ДПО.
НАВОДНОВ Владимир Григорьевич – научный руководитель журнала «Аккредитация в образовании», директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации, генеральный директор Научно-исследовательского института мониторинга качества образования, член экспертной комиссии конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон – 2016», доктор технических наук, профессор.
С целью популяризации лучших практик ДПО страны, формирования положительного имиджа реализуемых программ и выдаваемых документов о квалификации в рамках реализации политики информационной открытости федеральное издательство «Аккредитация в образовании» и объединение экспертов в области информационной открытости организуют в 2016 году I Всероссийский конкурсный медиапроект в сфере ДПО «Образовательный марафон».
Участие в проекте предполагает прохождение теста (ABV-тест) на соответствие программ современным требованиям, предъявляемым основными стейкхолдерами. Программам, успешно прошедшим тест, присваивается знак соответствия современным требованиям. Программы, получившие знак соответствия, будут представлены в справочнике «Банк лучших практик ДПО России».
Организации-лидеры системы ДПО в регионах, чьи лучшие практики имеют потенциальное значение для развития национальной системы ДПО, будут приглашены на следующий, федеральный этап конкурса.
– Каковы пути эффективного развития сферы ДПО в России, и каким образом проект «Образовательный марафон – 2016» может этому способствовать?
– Ключевой потребностью и, одновременно, действенным инструментом развития российских рынков труда и образования можно считать качество и тесно связанные с этой категорией понятия «репутация», «признание», «компетентность», «профессионализм». Это обстоятельство определяет одно из направлений эффективного развития системы ДПО – соответствие актуальным профессионально-образовательным запросам социума.
При отсутствии единых стандартов, гарантирующих качество программ ДПО, на образовательном горизонте появляется контент, вызывающий некоторые сомнения. В этих условиях основным регулятором качественных образовательных услуг становится профессионально-общественная аккредитация, направленная на формирование и повышение культуры качества образовательных организаций.
Сегодня на российском образовательном рынке наблюдается большое количество предложений по оказанию экспертных услуг в сфере профессионально-общественной аккредитации, однако не все из них отвечают необходимым требованиям. Вместе с тем есть ряд организаций с серьезным кредитом доверия. Так, Национальный центр профессионально-общественной аккредитации недавно был официально зарегистрирован в Европейском реестре гарантии качества образования (EQAR), благодаря чему Россия впервые вошла в число стран, включенных в данный реестр. Без сомнения, регистрация Нацаккредцентра в EQAR будет способствовать повышению доверия к качеству отечественного образования – как со стороны российских образовательных организаций, так и со стороны зарубежных партнеров.
В отличие от профессионально-общественной аккредитации медиапроект «Образовательный марафон – 2016» не является формализованным инструментом оценки качества образования. При этом он нацелен на выявление, информационное сопровождение и поддержку факторов, необходимых для формирования и реализации современной политики качества образовательной организации ДПО. К их числу можно отнести информационную поддержку формирования образовательных траекторий и положительного имиджа как реализуемых ДПО программ, так и выдаваемых документов о квалификации; повышение уровня информирования всех заинтересованных сторон о социальной ответственности образовательной организации, ее достижениях и намерениях; формирование банка лучших практик образовательных организаций, их мониторинг и распространение.
В комплексе эти факторы образуют «информационную открытость», – ту позицию, которая законодательно закреплена как одно из обязательных условий деятельности образовательных организаций и является неотъемлемой частью системы обеспечения и гарантии качества образования.